Связанные одной сетью: зачем производству нужны технологии промышленного интернета вещей
Последние пару десятков лет часто говорят, что цифровые данные – это «новая нефть». Но откуда они берутся? Чего на самом деле стоит их собрать? Это совсем не простые вопросы, особенно для крупных корпораций, где информации огромное количество, а от корректной работы с ней зависят многомиллионные прибыли. Или убытки – как повезет. Действительно ли в таком случае помогают технологии промышленного интернета вещей, и как они развиваются в России?
Как приходят данные
На первый взгляд может показаться, что промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things, IIoT) от обычного интернета вещей (IoT) мало чем отличается. По структуре они действительно схожи.
Есть периферия – датчики и автоматизированные устройства, которые, будучи подключенными к интернету, собирают и передают данные, а также выполняют удаленные команды. Есть программное обеспечение (ПО) с пользовательским интерфейсом – они позволяют на расстоянии вплоть до тысяч километров (было бы подключение к Сети) получать актуальные данные с этих самых датчиков и принимать решения. И, разумеется, инфраструктура между ними, которая и обеспечивает такие возможности: защищенная телеком-сеть, серверное и диагностическое оборудование, системы автоматизации. «Единственный вопрос, который остается открытым: будет ли достаточным уровень обеспечения безопасности и конфиденциальности для применения LoRaWAN на критической инфраструктуре, где очень высокие требования к защите информации», – уточнили в пресс-службе транспортной корпорации.
В России с 2021 года уже действует ГОСТ на другой профильный протокол связи – NB-IoT. Однако, как рассказал Андрей Колесников, этот стандарт требует доработки. Она ведется, и вскоре начнется этап экспертного обсуждения.
О преимуществах LoRaWAN перед другими IoT-протоколами связи «Профилю» рассказали в пресс-службе «Ростелекома» – компании, которая уже несколько лет развивает свое решение на базе этой технологии. «Это более низкая стоимость приборов учета в сравнении с, например, NB-IoT/GSM; низкое энергопотребление (более длительный срок автономной работы устройств, до 10 лет); высокая емкость сети (от 700 до 10 тыс. на одну базовую станцию); простота и низкая стоимость организации покрытия. Это открытый стандарт, для которого существует большое количество поставщиков оконечных устройств, что положительно повлияет на развитие отрасли и конкуренцию».
В поисках киберфизиков
Непростым остается вопрос кадров для IoT-рынка, в том числе промышленного. Из-за специфики отрасли тут сложно назвать неких конкретных специалистов – отрасли не хватает всех: разработчиков, инженеров, телеком-специалистов…
Тем не менее ориентированность на подготовку профессионалов есть. В НИУ ВШЭ, в частности, введена магистерская программа «Интернет вещей и киберфизические системы», нацеленная в том числе на комплексную подготовку специалистов. Отмечается и то, что от абитуриентов требуется «осваивать новую для российского рынка профессию».
Очевидно, что рынок промышленного интернета вещей (телеметрии и телемеханики) будет расширяться. Дмитрий Баглей и Олег Маковельский назвали целый ряд развивающихся в этом сегменте направлений: аппаратная составляющая (измерительные устройства, контроллеры, промышленные компьютеры, работающие с измерительными устройствами), автоматизированные системы нижнего уровня, промышленные протоколы, технологии беспроводной связи и телекоммуникации «новых поколений».
«Отдельным перспективным направлением можно назвать развитие платформенных автоматизированных систем мониторинга промышленного оборудования (СМПО) и платформенных автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП), – подчеркивают эксперты. – В последнее время, кстати, системы класса «АСУ ТП» выглядят более интересными и зрелыми относительно платформ IIoT». Также к перспективным относятся развитие сетей 5G и 6G, шифрование данных по протоколам, создание унифицированных протоколов для различных средств диагностирования оборудования.
И пока сети 6G остаются отдаленным проектом, связь пятого поколения постепенно двигается к внедрению и на территории России. Но тут стоит отметить, что низкие 5G-частоты для систем IoT (ниже 1 ГГц) в стране еще не согласованы, и эта перспектива остается туманной. Равно как и будущее IIoT-рынка: да, он будет расти и развиваться, но как быстро – зависит от очень многих факторов.