Вступая в полемику с Дмитрием Анатольевичем ...
Смелый шаг, пойду дырку для ордена вертеть на домашнем халате. Давеча наш Димнатолич вновь керосинчику в костерок плеснул, сообщив в своём Telegram-канале: «Германия готовится к войне с Россией». Текст сообщения не буду приводить полностью, любопытные сами найдут. Но сказать имею вот что: игры в троллинг западных балбесов от политики – дело полезное.
Как и поддержание бодрости духа в добрых русских людях. Но у пропаганды и психологических операций должны быть пределы разумного, доброго и вечного. А спичрайтерам-пиарщикам ДАМ (ну не сам же он такие глупости выдумывает) нужно по выходным осторожнее с крэпэньким. Поскольку аудитория нашей Богоспасаемой – не отупевший бюргер. Пишите целевой аудитории на их родном языке, не смешите собственную. Dixi.
Предмет разговора
Уверен, большинство Читателей возраста 45+ помнят роман Валентина Пикуля «Честь имею», где всего в паре абзацев раскрывается главный принцип вскрытия замысла недружественного государства и его «подготовка к войне». Для этого нет нужды рвать кальсоны, перелезая через высоченные заборы вокруг индустриальных гигантов ВПК. Или слать шпионов-медвежатников вскрывать сейфы в штабах супостата. Достаточно аккуратно и ежедневно ... читать газеты. Раздел «Торговля, экономика и финансы». Прямо в посольстве на территории потенциального противника, попивая утреннюю каву с хрустящей булочкой. Там всё и найдётся, поскольку война – это деньги.
Причём огромные. Нет нужды перечислять множество позиций, по которым даже начинающий разведчик, военный атташе, просто штаб-офицер с аксельбантом или значком Генерального Штаба мгновенно определит, что иностранное государство начинает скрытую подготовку к военным действиям. Даже при пустующих казармах, затянутых паутиной арсеналах. Для войны необходимы ресурсы. Уголь, сталь, нефть, цветные металлы, прорва продовольствия, специфические материалы и комплектующие. Но сначала – кратно выросшие бюджетные расходы на закупку всего обозначенного. Даже если страна небывало закрыта для внешнего мира – будет достаточно всего одного показателя. Инфляции. Обычной. Потребительской.
Государственные закупки всегда сопровождаются резким всплеском именно инфляции, вторым признаком является резко подскакивающий дефицит бюджета. Поскольку война, как понос – штука неожиданная, к ней невозможно готовиться тайно и долгими десятилетиями. Сноска: в странах «западной демократии» с их аттракционом сменяющихся клоунов, страдающих недержанием всего и вся. Тайно к военным действиям может подготовиться Иран, КНДР, Россия, Китай, где-то Турция, Индия или Пакистан.
Словом, традиционно устроенные государства с мощной централизованной властной вертикалью, со слабой сменяемостью высшего военно-политического руководства. Тогда инфляцию можно распределить практически незаметно на десятилетие минимум, а дефицит бюджета банально спрятать в «закрытые статьи», тайные многоходовки с правительственным кредитованием, товарно-сырьевые взаимозачёты между гражданским сектором и ОПК.
В странах Запада подобные трюки не провернуть в принципе, все ведущиеся войны там зафиксированы на фондовых рынках, мчатся потоками цифр в открытом доступе круглый год 24/7. А любая попытка бюджетной интервенции на товарно-сырьевых рынках мгновенно сказывается на колебаниях биржевых цен. Так что не нужно учиться в Академиях Генштаба, дабы вскрыть замысел условной Германии или (прости господи) Люксембурга по тайной или явной милитаризации. Найми начинающего биржевого брокера и читай ежемесячные правительственные отчёты по исполнению бюджета, тайн там нет.
Говорим предметно. Готовится коллективный Запад к противостоянию с Россией? Да. На 2024-й гражданский и военные бюджеты НАТО выросли по сравнению с прошлым годом на 18% и 12% соответственно, что отражено в итоговых документах Альянса от 13 декабря 2023 г. С почти полным расходных статей, за исключением нескольких закрытых. Но, порядком цифр не впечатляющих. Не вижу нужды жонглировать миллиардами и миллионами из того консолидированного бюджета – он не про войну. И даже не про виток гонки вооружений. А про банальное затыкание дыр после жуткой инфляционной пробоины во времена Ковидлы.
Самый смешной эпизод из той алармистской говорильни: миллион снарядов 155-мм для одного пана атамана. Как выяснилось опять-таки намедни, выполнить столь простейшее упражнение весь коллективный Запад не способен. Нет порохов (Китай внезапно остановил поставки хлопка, а кто перекупил эти 25% мирового объёма – догадайтесь сами), субститут нитроцеллюлозы химическими способами изготовить нет возможности (гиганты химической промышленности лежат на боку или обанкрочены), а впавшие в старческий маразм янкесы не могут запустить второй год свои линии производства боеприпасов. Отбрёхиваются проблемами в Конгрессе, на деле – банально утратили компетенции по мобилизационной военной экономике.
Так что предтеча новой большой войны XXI века – это не просто инфляция, а гиперинфляция. Когда некое государство мгновенно вкачивает в глобальную экономику межконтинентального «сборочного цеха» (локализации полного цикла производства разрушены после 1990-х бесповоротно) необеспеченную денежную массу. Ну ... Германия или Франция рискнут через Европейский Центробанк такое провернуть? Нет, Старушка ещё в коматозе после ковидлы находится, обожравшись халявой «вертолётных денег», а многомиллиардные необеспеченные интервенции закончатся дефолтом.
Есть второй способ финансировать войну, он же является классическим. Резко возросшие военные расходы и устранение бюджетного дефицита любые нормальные государства погашают за счёт золотовалютных кубышек-резервов или повышения налогов. Первое в странах коллективного Запада отсутствует в нужных объёмах, второе чревато мгновенным социальным бунтом. Остаётся либо кредит, либо необеспеченная денежная эмиссия. Но пока деньги обернутся в стремительно дорожающие ресурсы и дойдут до производства конкретной военной продукции ... представляете, какой спекулятивный бум случится? На каждой бочке нефти, кубометре газа, тонне металла сделают состояния абсолютно все мировые хищники, любую интервенцию необеспеченных средств превращая в ломаный фальшивый грош.
А добьёт такой финансовый трюк в мире виртуальной экономической модели Запада опять-таки потребительская инфляция, роняя банки и прочие сберегательные инструменты простых граждан и коммерческих предприятий. Поскольку предчувствие войны – это всегда обывательская паника, фиксирование прибыли в материальных ценностях, и никто рост цен не отменял, который любые накопления/сбережения высасывает не хуже промышленного пылесоса. В мире перегретого мирового глобализма помирающей валюты Гегемона любое неосторожное движение приведёт к трагедии и катастрофе. А подготовка к большой войне убьёт реальные доходы населения, социально-экономические модели большинства стран Запада.
Ведущие западные финансовые аналитики еще в 2020-ом посчитали: если США затеет нечто похожее на Вторую войну в Заливе образца 2003-го года – цены на самой вашингтонщине вырастут как во времена Гражданской войны XIX века. Примерно на 50% в среднем, в некоторых позициях на 70%. Свою возню во Вьетнаме янки тоже остановили не из-за гражданского неповиновения обдолбанных хиппи, а по причине 35-типроцентного роста цен к исходу седьмого года войны. Потом до начала 1980-х геморрой инфляционный залечивали. Но тогда был «золотой тормоз» на печатном станке, работал золотовалютный стандарт, американский бюджет был крайне сдержан и ограничен в тратах, спасался внешними кредитами.
Сегодня над Гегемоном висит Дамоклов меч необеспеченного и чудовищного государственного долга, дефицит бюджета тоже за пределами разумного. А чем пополнить пустую казну «ноликов» в компьютерах Минфина – огромная загадка. Но даже если коллективный Запад всерьёз задумается повоевать не языками на страницах газет или на своих вечных форумах/конференциях – приготовления немедля торпедируют их насквозь шулерскую финансовую систему «фиатных денег» (бумажно-цифровые валюты, обеспеченные только верой и кредитом государств-эмитентов). Это гиперинфляция и дефолт. Выводы излишни, о прочих «признаках войны» чуть позже отпишусь...