Рыцари из «МоСТа»
Знатный новгородский воин конца XIV века, поместный конник среднего достатка начала XVI века и житель наших дней, занимающийся современным мечевым боем – этих трёх персонажей в полной экипировке, с мечами и щитами можно было увидеть в фойе Центра «МоСТ» на минувшей неделе на выставке клуба исторического фехтования «Рагнарёк» (он же – секция СМБ Центра «МоСТ»).
На открытии 18 февраля руководитель боевого отделения клуба Иван Зернов прочитал лекцию об экспонатах. «Первый манекен – русский воин северо-западных земель конца XIV – начала XV века, тяжёлый конник, его целью было нанести мощный таранно-копейный удар, – рассказал Иван. – Как западноевропейский рыцарь, только на русской почве. Второй –
русский воин столетие спустя, и это принципиально другой комплекс вооружения, иная система ведения боевых действий, скорее азиатская, манёвренная, рассчитанная на работу саблей и сложносоставным луком и избегающая прямого столкновения с врагом». Что изменилось? Во-первых, стало расширяться русское государство, во-вторых, распространилось огнестрельное оружие и тяжёлые латы ушли в прошлое.
«А можно что-нибудь потрогать?» – спрашивают посетители. «Нужно!» – отвечает руководитель клуба Михаил Королёв. Всех привлекает шкура волка. «А что это за Жеводанский зверь?» Зверь настоящий, пусть и не самый дородный. Говорят, если в войске видели врагов в волчьих шкурах, понимали: противник серьёзный. А если в овечьих – так, крестьяне, с которыми легко справиться.
Ещё можно подержать в руках кольчугу и узнать, как изменили её реконструкторы. Современную кольчугу называют «сведёнкой»: проволока накручивается на цилиндрическую основу, разрезается, кончики сводятся и можно начинать плести. Но от удара кольца расходятся и копьё пробивает защиту. Средневековые кольчуги плели иначе: часть колец выштамповывали из листа металла, половину разрезали, кончики расплющивали и соединяли заклёпкой. Такая кольчуга могла стоить несколько коров, да и реконструкция – дорогое хобби, полная экипировка рыцаря может стоить полмиллиона. «Если ты пытаешься воспроизвести жизнь богатого средневекового герцога, ты должен иметь не то что сопоставимые, но серьёзные денежные средства… Надо соответствовать!» – улыбается Иван Зернов.
Ну а если вы не герцог? Есть вариант – современный мечевой бой (СМБ). Это дисциплина, которая официально признана в России видом спорта, проводятся чемпионаты под эгидой Федерации кендо. «Это лучший способ познакомить ребёнка или просто новичка с миром современного фехтования, – говорит Михаил Королёв. – Максимально безопасно, но в то же время даёт определённую базу, от которой человек может отталкиваться при выборе направления в фехтовании, реконструкции или историческом средневековом бое».
Сейчас в «Рагнарьке» участвуют около 30 взрослых и 6 детей. Тихону 9 лет, и это его третья тренировка. «Научили сильно и точно бить, и ещё защищаться… –
говорит он. – Так-то я, конечно, лучник, но у меня есть план: если стрелы закончатся, возьму меч и буду рубить дальше!» Мальчик учится стрелять из лука, а также занимается на скрипке в ДШИ
им. Глинки – хорошее сочетание для будущего рыцаря и странствующего менестреля.
А вот пятилетний Саша пришёл сюда впервые. И тоже примерил сначала мягкую СМБшную экипировку, а потом и настоящий рыцарский шлем… Родители мальчика очень обрадовались, что прямо в Троицке есть такая секция – они увлекаются историей, бывали на фестивале «Времена и эпохи» и, скорее всего, уже встречались с клубом там.
Можно видеть «Рагнарёк» и в Троицке. Если зимой, в холода, занятия идут в «МоСТе», то летом студийцы тренируются на открытых площадках. Прошлой весной на Масленицу проводили рыцарские поединки на правом берегу Десны. А осенью – помогали артистам «Балаганчика» разучить приёмы фехтования для площадного спектакля «Ромео и Джульетта». Костюмы, шпаги тоже предоставил «Рагнарёк». Есть и планы по новым представлениям.
Михаил Королёв и Иван Зернов сейчас учатся в вузах. «Рагнарёк» для нас – не просто хобби, а практически полноценная работа, – говорят они. – Хотим, чтобы историческое фехтование развивалось в Троицке».
Владимир МИЛОВИДОВ,
фото автора