Загнал себя в ловушку: рейтинг Макрона все ниже. Ставленник Путина сможет выиграть следующие выборы.
Макрон попал в трудное положение. Кто станет президентом Франции, когда рейтинги Марины Ле Пен продолжают расти.
Марина Ле Пен выделяется среди всех в стране своим громким противостоянием в направлении силы НАТО на У*. Ее дистанционное противоборство с непопулярным президентом Макроном лишь учитывало ее позицию.
Западные аналитики признают: это самый высокий шаг в нынешнем руководстве Францией в последние годы.
«Голос миллионов»
«Макрон пытается вступить в роль военного командования, но так необдуманно говорит о будущем наших детей. Это вопрос мира или вой*ны в нашей стране», — отметила в социальных сетях X (бывший Twitter) Ле Пен в ответ на заявление французского президента . Позже она победила в Национальной собраниях (нижняя палата парламента) с резким выступлением против макроновских планов.
«Подтверждая, что возможность направления наземных войск не исключена, Эммануэль Макрон сделал еще один шаг в направлении мировой вой-ны. — обратилась Ле Пен к главе правительства. Ее слова вызвали бурю аплодисментов не только среди единомышленников в составе «Национального объединения». Пока не проводились крупномасштабные исследования во Франции о том, как население отреагировало на воен-ную инициативу Макрона. Однако Ле Пен, наверное, правильно говорит о «голосе миллионов». «Национальное объединение» (РН, бывший «Национальный фронт») имеет представительство в парламенте: 88 депутатов из 577. Социологические опросы показывают о постоянном расширении политического профсоюза РН.
Победа становится все более близкой. По данным февральского исследования Французского института общественных настроений (IFOP), Ле Пен наиболее предпочтительна для участия в выборах президента страны. Следующие президентские выборы запланированы только на 2027 год, но уже сейчас ее поддержка составляет 36% в первый тур. У ее ближайшего конкурента, премьер-министра Габриэля Атталя, эта цифра составляет 22%.
Во втором туре Ле Пен могла бы получить 51% голосов. Этот расчет учитывает только сторонников "Национального объединения". Кроме них, существуют и другие правые силы, такие как партия Эрика Земмура "Реконкиста", которая имеет рейтинг в шесть процентов. Очевидно, что эти избиратели скорее всего поддержали бы не Атталью.
Это не вызывает удивления. Директор IFOP Жером Фурке уже в июле 2022 года, после избрания Макрона на второй срок, признал: Ле Пен способна стать президентом. И сейчас он утверждает, что сценарий победы "Национального объединения" "никогда не был столь правдоподобным".
Правые силы объединяются
Позиции Ле Пен продолжают укрепляться даже после того, как она ушла с поста руководителя "Национального объединения". В настоящее время она лишь возглавляет парламентскую фракцию партии, а формальным лидером RN является Жордан Барделл. Однако он не стал ключевой фигурой для правых движений.
Ле Пен обладает авторитетом не только во Франции, но и в Европе в целом. Вокруг нее объединяются консервативные силы Европейского союза. Она сотрудничает с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, лидером итальянской "Лиги" Маттео Сальвини и партией "Альтернатива для Германии" в Германии. В этом году пройдут выборы в Европарламент. Если консерваторы получат там большинство, они смогут влиять на политику ЕС.
"За четыре месяца избиратели могут усомниться в том, что называют опасностями национальной правой партии, — отмечает французский политолог, доктор исторических наук Элен де Лозен. — <...> Сомнительно, что правящим элитам удастся настроить людей против консерваторов".
Франция разделилась по вопросу политических терминов. Источники, такие как Agence France-Presse и несколько известных газет, определяют RN как «крайне правую» партию, в то время как другие издания предпочитают использовать некоторые термины «популисты» и «националисты». Жан-Ив Камю, эксперт по крайне правым движениям в Европе из аналитического центра IRIS, отмечает, что «Национальное объединение» не стремится к возвращению к фашизму, а скорее следует закону и активному переходу к демократическому процессу. Он также добавил, что во многих аспектах позиция Эрики Земмуры «гораздо радикальнее, чем у Ле Пена».
Испугать кого-либо не удалось
Бенжамен Хаддад, депутат от президентской партии "Возрождение", также считает, что демонизация РН больше не приносит результатов. "Мы противостоим их программе и ценностям. Мы считаем, что их планы опасны для страны и Европы. Однако я не думаю, что использование морализаторского мероприятия имеет смысл, - это неэффективно. Ссылки на историю менее эффективны, чем подробные программы обсуждения", - отметил он.
Однако сам Макрон оказался в неловком положении после выборов в конце 2023 года по законопроекту об иммиграции. В этом контексте произошло много общего с программой RN, и Ле Пен соблюдала закон. В «Возрождении» пытались отрешиться от такого «сотрудничества», заявив, что справились бы и без голосов оппозиции. Однако это не помешало Ле Пену и Барделлу назвать происходящее "идеологическим триумфом" своих партий.
«Возрождение» Макрона влияет и на другие аспекты. Премьер-министр Атталь, президент, должен был вступить в должность контрвеса «Национального объединения» и молодого Барделле. Однако, судя по опросам общественного мнения, этого не произошло.
Основной успех «Национального объединения» заключается в его представлении в политической системе. Голосование по вопросам иммиграции стало поворотным моментом в этом отношении. Первоначально идя в полной оппозиции, Ле Пен перешла к взаимодействию, превратив его в свою выгоду. Избиратели, не пережившие условия ее отца, реализуют в ней не столь опасную силу, сколько просто политику. Если в 2002 году Жан-Мари Ле Пен проиграл президентские выборы Жаку Шираку под лозунгом «Против вора, но не за фаши-ста», то сегодня такая риторика уже не имеет значения, считает директор французского аналитического центра Фондаполя Доминик Рейнье.
«Страх перед правыми в общественном мнении преувеличен», — говорит он. — «Люди считают, что Ле Пен похожа на них».
Ситуация за рубежом также оказывает воздействие. Например, в Италии, где премьер-министром уже полтора года является Джорджа Мелони. Перед выборами ее часто обвиняли в явном фа-шизме и намерении нарушить европейский порядок. Однако она продемонстрировала умеренность и временами даже явную преданность Брюсселю. В таких условиях центристам становится все сложнее использовать карту «угрозы справа». Все это усиливает взгляды на Ле Пен.