Слова и дела. Эксперты объяснили отказ терминала в Турции от нефти из РФ
Администрация терминала Global Terminal Services в Турции объявила о решении «порвать все возможные связи с российской нефтью». Это громкое заявление отвлечет внимание стран Запада от потока нефтепродуктов, которые турки с большой выгодой для себя реэкспортируют благодаря России, объяснил aif.ru эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Громкие слова
«GTS решила порвать все возможные связи с российской нефтью и в конце февраля 2024 года объявила своим клиентам, что не будет принимать никакие продукты российского происхождения или просто загруженные в российских портах в качестве дополнительной меры к санкционным правилам. Даже если не будет нарушения каких-либо законов, нормативных актов или санкций», — приводит Reuters сообщение компании.
Новые правила выступают дополнительной мерой по устранению возможных схем обхода санкций. Угроза вторичных санкций со стороны США привела к снижению объемов турецко-российской торговли и замедлила прохождение платежей как за российскую нефть, так и за товары турецкого экспорта, пишет издание.
Между тем, терминал GTS — лишь один из многих в Турции, причем не самый крупный, а остальные продолжают работать с российскими контрагентами, отметил Юшков. «У них есть другие терминалы, которые импортируют и будут дальше импортировать нефть и нефтепродукты из России», — сказал эксперт.
В целом турецкий импорт российской нефти и нефтепродуктов в 2023 году в семь раз превысил тот объем, который эта страна получила из всех источников в 2021 году. Это означает, что Турция и не думает отказываться от торговли с Россией, но под давлением стран Запада вынуждена прикидываться, что поддерживает антироссийские санкции.
Тихие дела
«Турция по сути занимается реэкспортом российских нефтепродуктов, но при этом делает вид, что соблюдает режим санкций. Также они покупают и российскую нефть, из которой сами производят нефтепродукты. Если посмотреть на статистику, то мы увидим, что турки нарастили свой экспорт ровно настолько, насколько увеличили закупки у России. Запрещен только реэкспорт, а не импорт, но по факту через Турцию российские нефтепродукты продаются как раз на те рынки, куда прямой доступ России сейчас закрыт», — рассказал Юшков.
Проблемы у турецкого терминала GTS возникли из-за того, что он без лишних затей перепродавал российскую продукцию в другие страны, что не вписывается в правила, установленные Западом. Чтобы покупатели нефтепродуктов в Европе сохранили лицо, Турция вынуждена выдавать эти товары за свои собственные.
«Оправдание тут простое: все, что турки закупили у России, они потребляют на внутреннем рынке. Прежде всего, это дизельное топливо. А то, что сделали сами или купили у других стран, например, у Азербайджана или Ирака, перепродают в ЕС. Так нефтепродукты не считаются российскими, и европейцы свободно их покупают. На деле Турция была и остается крупнейшим покупателем нефтепродуктов у России», — пояснил он.
Ранее aif.ru рассказывал о проблемах с денежными переводами из России в Турцию.