Из-за Чубайса электротранспорт России может остаться без аккумуляторов
Из-за санкций электротранспорт в России рискует остаться без аккумуляторов. Обеспечить страну литий-ионными батареями мог бы новосибирский завод. Да, вот только, некогда называемое крупнейшим и одним из лучших в мире предприятие создали и окончательно загубили за какие-то четыре года.
Южная Корея вслед за ЕС ввела очередные антироссийские санкции. Теперь в Россию запрещено поставлять литий-ионные батареи (ЕС запретил экспорт батарей в Россию в 12-ом пакете, опубликованном в декабре 2023 года). Под контроль подпадают таможенные коды, относящиеся как к готовым литий-ионным батареям, так и их компонентам. Теперь в России без аккумуляторов может остаться электротранспорт, в том числе электробусы и электромобили.
Согласно данным корейской таможенной статистики, из Южной Кореи в 2023 году в Россию было поставлено батарей на 18,4 миллиона долларов, а их компонентов – на 8,6 миллиона долларов.
Крупным корейским поставщиком литий-ионных батарей в Россию являлась компания Enertech, с 2022 года находящиеся под контролем структуры «Росатома».
Обеспечить страну литий-ионными батареями могла бы Новосибирская область. Однако завод про производству литий-ионных аккумуляторов для транспорта и накопителей энергии, который был возведен в Новосибирске за 18 месяцев, загубили, тем самым оставив Россию без «крупнейшего» и «одного из лучших в мире» предприятий.
На этапе строительства проект завода в Новосибирске получил поддержку регионального правительства – общая сумма, рассчитанная на период с 2011 по 2014 год, составляла более 1 миллиарда рублей. Торжественное открытие состоялось в декабре 2011 года.
На тот момент руководство «Лиотеха» заявило, что производство аккумуляторов с высокой плотностью энергии, возможностью работать в широком температурном диапазоне соответствует всем нормам экологической безопасности. В год оно должно было выпускать около 1 миллиона аккумуляторов, что позволило бы оснащать, например, около пяти тысяч электробусов ежегодно. На полную мощность, 400 миллионов ампер-час в год, завод должен был выйти в 2013 году. На этапе запуска мощность производства составила около 50 миллионов ампер-час в год. Сначала аккумуляторы предполагалось изготавливать из импортных материалов и комплектующих, а в дальнейшем – перейти на импортозамещение.
В открытии предприятия участвовал на тот момент председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс. Он заявил, что в Новосибирской области появится крупнейший в России кластер аккумуляторного производства. Тогда же в 2011 году говорилось, что уже рассматривается вопрос строительства второй очереди завода.Общие вложения в «уникальный производственный комплекс с уникальным оборудованием» составили более 13 миллиардов рублей, из которых доля «Роснано» – 7,59 миллиарда рублей.
Планировалось, что большую часть выпускаемой на заводе продукции «Лиотех» (совместное предприятие ОАО «Роснано» и китайской Thunder Sky Group) будет поставлять в Китай. Но через полтора года китайская компания вышла из бизнеса – в «Роснано» тогда уточнили, что китайский партнер не смог выполнить взятые на себя обязательства по технологическому содействию, в том числе по поставкам катодной массы – базового сырья для производства аккумуляторов. В апреле 2013 года госкорпорация «Роснано» стала единственным владельцем завода по производству литий-ионных батарей «Лиотех».
На первом международном форуме «Технопром-2013» в Новосибирске Анатолий Чубайс объявил о выходе «Лиотеха» из кризиса. Он также сообщил, что новосибирский завод подписал контракт с венгерской компанией на 200 миллионов евро. Но уже в первом полугодии 2014 года предприятие сильно отклонилось от озвученного сценария. В «Роснано» признались, что «в существующей конфигурации производственные мощности завода "Лиотех" избыточны для текущих рыночных условий». В августе 2014 года завод остановил свою работу – обанкротился главный инвестор и потребитель производимых на нем литий-ионных батарей.
Осенью того же года стало известно, что завод заново развернет производство батарей, но это будет уже иной продукт – батареи «несколько другой направленности», в том числе для маневровых тепловозов. Перезапускать «Лиотех» в Новосибирск вновь приезжал Анатолий Чубайс. Сообщалось, что завод вернулся к выпуску источников бесперебойного питания на основе литий-ионных аккумуляторов. В «Роснано» говорили, что новосибирские «бесперебойники» могут полноценно конкурировать с иностранными. Также отмечалось, что малые функциональные ИБП незаменимы для обеспечения бесперебойным питанием объектов повышенной социальной и стратегической значимости – больниц, железнодорожных и аэровокзалов, объектов ЖКХ и ВПК, дата-центров.
В декабре 2014 года новосибирское областное правительство прекратило господдержку предприятия, получившего из бюджета региона более 240 миллионов рублей по инвестиционному плану, – из-за отсутствия бюджетной, финансовой и экономической эффективности. При этом Контрольно-счетная палата Новосибирской области обнаружила необоснованное выделение из регионального бюджета инвестиционной поддержки ряду предприятий на общую сумму почти полмиллиарда рублей (в том числе, «Лиотеху» – 242,4 миллиона рублей). Властям было рекомендовано предпринять меры по возврату вложенных средств.
В 2015 году прокуратура Новосибирской области выявила факт невыплаты заработной платы сотрудникам новосибирского завода «Лиотех».
В начале 2016 года «Литий-ионные технологии» переименовали в «Энергетические решения». Высокотехнологичную продукцию начали активно продавать через соцсети. Но успехом это не увенчалось. В конце января 2016 года Арбитражный суд Новосибирской области ввел процедуру наблюдения в компании «Энергетические решения». В «Роснано» утверждали, что компания пыталась реструктуризировать кредиторскую задолженность, но не смогла избежать процедуры банкротства завода. Вскоре появились слухи о возможной отставке Анатолия Чубайса.
Еще в январе 2020 года завод «Лиотех» назывался единственным российским предприятием по выпуску аккумуляторных ячеек и батарей для промышленного применения, а уже осенью 2021 года участники рынка недвижимости сообщили, что «Роснано» выставило здание завода на продажу.
В первый раз «Энергетические решения» были признаны банкротом в августе 2018 года (кредиторская задолженность – около 9,8 миллиардов рублей, из которых 9 миллиардов рублей – долг перед «Роснано»). В октябре 2019 года компания вышла из банкротства – было заключено мировое соглашение с кредиторами. Но уже в марте 2022 года Арбитражный суд по заявлению «Роснано» возобновил производство по делу. На конец 2021 года «Энергетические решения» были должны около 10 миллиардов рублей.
По последним данным, в 2022 году новосибирский завод ООО «Энергорешения» (оно же «Лиотех») принес уже 759,5 миллионов убытка.
Что касается Анатолия Чубайса, то выяснилось, что только через «Роснано» он своровал 10 % российского бюджета. Так, согласно отчету компании за первое полугодие 2023 года, задолженность предприятия перед кредиторами доходит до 95 миллиардов рублей и значительно превышает стоимость всех активов.
В апреле 2022 года руководитель «Роснано» Сергей Куликов обратился с письмом к генпрокурору с просьбой проверить работу компании в 2010-2020 годах, когда ее возглавлял Чубайс. В письме говорится, что к концу 2020 года долг «Роснано» составлял более 146 миллиардов рублей, а расходы на обслуживание компании в 2020-2021 годах достигли 126 миллиардов рублей.
Анатолий Чубайс возглавлял «Роснано» с 2008 до 2020 года, затем стал спецпредставителем президента России по связям с международными организациями. В марте 2022 года Чубайс покинул этот пост, а позже, как стало известно, – и страну. На пленарном заседании восьмого Восточного экономического форума президент России Владимир Путин сказал, что не понимает, зачем Анатолий Чубайс прячется.