В России хотят открыть государственный маркетплейс. В чём отличия от Wildberries и Ozon?
С такой инициативой он выступил на круглом столе на тему «Законодательное регулирование деятельности маркетплейсов».
По мнению сенатора, идея хороша тем, что, во-первых, это поможет поддержать отечественного производителя, а во-вторых, обеспечит комфортные условия работы для продавцов товаров и пунктов их выдачи.
«А самое главное, что вы, наверное, не 20% будете с продавца брать, например, а какую-то минимальную плату», — пояснил Абрамов, обращаясь с предложением о создании государственного маркетплейса к заместителю директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Юлии Юдиной.
Что ответила Юдина на это, не сообщается.
Нужно регулировать
Интересен факт, что само предложение прозвучало на фоне подачи в ГД законопроекта о государственном регулировании деятельности маркетплейсов.
«Пока в РФ деятельность этого сегмента бизнеса законодательно урегулирована не была. Именно на создание прозрачных правил игры на рынке интернет-торговли и направлен этот законопроект. Например, в нём устраняется возможность маркетплейсов в одностороннем порядке менять условия договоров, зачастую тем самым ухудшая положение продавцов и пунктов выдачи товаров», — отметил в беседе с ForPost юрист Егор Фёдоров.
Там же, по словам юриста, прописаны требования к таким договорам, а также обязательность их размещения на платформе маркетплейса.
Кроме того, проект закона предусматривает массу других требований, направленных на установление паритета интересов агрегаторов, пунктов выдачи и продавцов.
«Нет смысла перечислять все, однако общий вывод из предложенного документа можно сделать такой: деятельность маркетплейсов получит определённые законодательные рамки, благодаря которым все участники этого сегмента рынка окажутся в равных и справедливых условиях взаимодействия», — резюмировал Фёдоров.
Правила для всех
В то же время кандидат экономических наук Михаил Беляев уверен, что появление государственного маркетплейса может оказать скорее не позитивное, а негативное воздействие на рынок интернет-торговли.
«Нужно понимать, что это бизнес, который живёт и развивается по законам рынка. Поэтому государство может прийти на этот рынок только в качестве равноправного участника. В противном случае оно рискует полностью уничтожить его своим присутствием. Иными словами, если и создавать государственный маркетплейс, то это должен быть точно такой же бизнес, работающий по тем же правилам, что и другие участники этого рынка», — сказал в беседе с ForPost экономист.
Но тогда возникает вопрос, зачем это вообще нужно, отметил Беляев и пояснил:
«Дело в том, что в рыночной экономике государство участвует прежде всего как регулятор. Иными словами, оно должно при необходимости устанавливать правила игры и контролировать их соблюдение. С этой точки зрения появление нормативного акта, которым регламентируется деятельность маркетплейсов и который ограничивает их в возможности диктовать выгодные для себя условия другим участникам этих отношений, — это благо. Но вхождение государства как самостоятельного игрока на этом рынке должно быть только на тех же условиях, а не в противовес остальным игрокам».
К слову, озвучивая предложение о создании государственного маркетплейса, сенатор Абрамов привёл в качестве примера позитивный опыт «Почты России».
По словам экономиста Беляева, это как раз и есть тот случай, когда госкомпания работает в своём сегменте рынка на равноправных условиях, конкурируя с другими его участниками.
Конкуренция во благо
Стоит сказать, что далеко не всегда появление государственной компании на рынке — это плохо.
К примеру, ранее генеральный директор компании «Релайт-Недвижимость» и член Российской гильдии риелторов Константин Барсуков высказал мнение, что цены на рынке недвижимости можно скорректировать, если появится крупный государственный игрок — госкорпорация, которая займётся строительством жилья, предлагая его покупателям на выгодных условиях.
«Но в данном случае мы говорим о создании конкуренции, чтобы бизнес начал выполнять свою социальную функцию, а не только гнался за прибылью. С этой точки зрения, да, участие государства в рыночных отношениях может оказать положительный эффект. К слову, российский рынок недвижимости, равно как и все иные сегменты рынка, — это рынок монополий. Равным образом это касается и интернет-торговли. А преодолеть монополизм можно лишь двумя путями: созданием добросовестной конкуренции и контролем над действиями участников рынка», — пояснил экономист Михаил Беляев.
К слову, в пояснительной записке к законопроекту о регулировании деятельности маркетплейсов указано, что, по данным Минпромторга, только за последние пять лет оборот маркетплейсов вырос в 5 раз, а по состоянию на июнь 2023 года доля маркетплейсов в общем объёме интернет-торговли превысила 50%.
Андрей Мединский