Журнал святителя Феофана
14 марта отмечается День православной книги. В наше время журналы читаются «низким жанром» по сравнению с книгами, особенно когда речь идет о православной литературе. Однако в XIX веке именно периодические издания становились местом первой публикации ставших впоследствии классикой литературных произведений. А святитель Феофан Затворник в основанном им журнале «Тамбовские епархиальные ведомости» опубликовал в свое время многие из своих писем, толкований и поучений. Об этом «журнальном» начале части письменного наследия святителя рассказывает митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.
В 1861 году святитель Феофан Затворник положил начало изданию «Тамбовских епархиальных ведомостей», в которых печатались справочно-информационные материалы, проповеди и поучения, статьи духовно-нравственного содержания, богословские и церковно-исторические труды.
Первая публикация святителя, которая называлась «Письма о христианской жизни», появилась на страницах журнала в № 2 за 1861 год. Эта работа содержит наставления о духовной жизни, о том, как следует проводить ее, чтобы наследовать райские вечные обители. Преосвященный Феофан писал, что «христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельным, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе нашем».
В письме, опубликованном в начале 1862 года, он объясняет, как зажечь в себе огонь ревности о Боге, как начать деятельную жизнь во Христе: «Такая ревность производится воздействием благодати, однакоже и не без участия нашей свободы. Жизнь христианская – не есть жизнь естественная. В нас жизнь Божественная пробуждается, когда проникает в сердце Дух Божий, и полагает там начало жизни по духу, очищает и собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия. Пробуждается желание и свободное искание, – (действием совне), потом нисходит благодать (через таинства) и сочетавшись с свободою рождает мощную ревность». Вышенский Затворник высказывает мысль, что духовная жизнь возникает в момент таинства Крещения, после которого ответственность за воспитание человека несут родители и восприемники. Цель христианского воспитания состоит в том, чтобы «сей новый человек, пришедши в сознание, сознал себя не человеком только, существом разумносвободным, но вместе лицом, вступившим в обязательство с Господом, с Коим соединена неразрывно его вечная участь».
В «Письмах…» святитель дает советы о пище не только духовной, но и телесной, советует родителям, как следует кормить своих детей, что надо «избрать здоровую и годную пищу, судя по возрасту воспитываемого; подчинить употребление ее известным правилам, в коих бы определялось время, количество и способ питания, потом от установленного таким образом порядка не отступать».
В одном из писем он поучает, как правильно воспитывать в подрастающем ребенке добрые качества. Родители и воспитатели обязаны ограждать ребенка «священными предметами всех видов, – пишет он, – всё же могущее развратить в примерах, изображениях, вещах, удаляют». Следующее письмо посвящено объяснению, как надо воздействовать на ум подрастающего человека. Преосвященный советует быть с ребенком откровенным: «Пусть же родители когда говорят, называют вещи всегда собственными их именами. Например, что значит настоящая жизнь, – чем она кончится, – от кого все получается, что суть удовольствия, – какого достоинства те или другие обычаи и прочее». Затворник рассуждает о необходимости воспитания сердца, воли и ума ребенка. Правильное возрастание христианина должно привести к тому, что «мало по малу будет разоблачаться пред ним характер, какой должна иметь его жизнь, больше и больше он будет привыкать к мысли о том, что на нем лежит обязанность от лица Бога и Спасителя нашего – жить и действовать по Его предписаниям».
В последнем письме, напечатанном в № 11 ведомостей за 1863 год, говорится о самом сложном, юношеском, этапе христианского воспитания человека. В епархиальных ведомостях святитель публиковал и свои проповеди, произнесенные в храмах и обителях Тамбовской епархии. В последующие годы он издал их в двух книгах под названием «Слова к Тамбовской пастве».
В 1867 году святитель Феофан Затворник наиболее плодотворно сотрудничал с «Тамбовскими епархиальными ведомостями». Уже находясь на покое в Вышенской Успенской пустыни на тамбовской земле, он опубликовал в № 4 ведомостей труд под названием «О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха». Формой изложения этого сочинении Затворник избрал беседы, основная тема которых созвучна с «Письмами о христианской жизни». В первой беседе епископ повествует о крещении и его значении для духовной жизни христианина. «Сила Крещения, – пишет он, – состоит не в одном благодатном обновлении естественных сил духа, но и в нравственном изменении характера, или в том и другом вместе. По Божьему устроению сначала происходят в духе человека нравственные изменения».
Во второй беседе он объясняет, что взрослые люди после крещения обязаны развивать в себе «ревность о Боге», то есть жить по заповедям Божиим, а о крещеных младенцах должны заботиться восприемники и родители.
Темой третьей беседы является притча о богатом юноше, которому Христос сказал, чтобы он продал свое имение и раздал нищим и тогда получит сокровище на небесах. Разъясняя притчу, святитель учит, что спасение достигается через следование за Христом и отказ от своих греховных пристрастий.
В следующей беседе говорится про слепца, который, узнав, что рядом находится Иисус Христос, возопил к Нему об исцелении и получил просимое. Преосвященный архипастырь пишет: «И вот нам, братия, образ нашего спасения, образ того, как душа избавляется от духовной слепоты, от мрака греховного и от всех уз миролюбия и страстолюбия, связующих ее. Душа ищет и вопиет, но пока не придет Господь к ней на помощь, не отверзутся очи ее и не спадут узы ее».
В последующих беседах он развивает тему об обращении к Богу, используя в качестве основы для своих размышлений определенную цитату из Евангелия. Всего было напечатано в епархиальных ведомостях десять бесед, представлявших собой единое по замыслу сочинение, впоследствии изданное отдельной брошюрой.
В 1867 году, начиная с № 12, печатались его беседы под названием «Некоторые предостережения православным христианам», которые имели обличительный характер. Об этом святитель пишет: «Наперед прошу, не прогневайтесь. Хочу укорять вас».
В первом слове Затворник подвергает критике традицию празднования Нового года: «Вспомните, как многие из вас встречали новый год, и теперь хладнокровно рассудите, похоже это на что-либо христианское? До полночи провеселиться, или проговорить о всяких пустяках, а в самую полночь, на рубеже старого и нового года, взять бокалы и вертеться! Что это такое?». Вместо такого праздного времяпрепровождения святитель предлагает всем «воздеть руки к небу и поблагодарить Господа за прошедшие милости и умолить его продлить Свое благоволение и на будущее». В этой же беседе он обличает тех, кто обращается к так называемым ясновидящим, желая узнать свое будущее, прямо называет это общением со злыми духами.
В следующей беседе святитель объясняет, что нельзя придерживаться некоторых обычаев, в том числе и празднования Нового года, лишь потому, что они установились в обществе, и лучше по-христиански уклоняться от них.
Имеется у Вышенского Затворника и беседа о шуме и разговорах, иногда производимых молящимися во время богослужений. Основной причиной этого, по мысли Преосвященного, является неблагоговейное отношение к святыне и храму Божию. Пришедшим на молитву владыка дает такое наставление: «Все помышления устрани, упраздни ум и сосредоточь внимание в себе. Затем надобно прогнать всякую заботу житейскую и сердце свое отвлечь от всякого пленения и пристрастия, – сделать, чтоб оно ничем не было в эту пору связано, и ни к чему не привязано».
Одно из слов святителя касается появившихся в обществе мнений о том, что верить в Бога человек может как хочет, а не как учит Святая Церковь. Преосвященный пишет: «Вера не есть только образ познания Бога и тварей Его; но она совмещает и все спасительные учреждения, Богом данные», то есть христианин не может достичь Царства Небесного вне Святой Православной Церкви, основанной Самим Христом, и где верующий человек получает от Бога спасительную благодать Святого Духа.
День памяти святителя Николая Чудотворца, в который отмечалось тезоименитство наследника Российского престола великого князя Николая Александровича, стал для Затворника поводом написать слово о значении царской власти для русского народа: «Престол царственный будет у нас в век века, если мы сами из себя составим для него человечески прочную, но достойную особенного Божия покровительства основу. В пояснение сего укажу вам на скорбную некоторых народов участь, которая гласным судом Божиим определена в наказание за нрав их худой и дела их недобрые». В качестве примера он привел участь некогда великого Вавилона, который за гордыню был разрушен и перестал существовать как великое царство.
Нередко святителя критиковали за его чрезмерно строгие наставления и призывали проявлять снисхождение и соответствовать духу времени. В седьмом слове он твердо отвечает оппонентам, что «христианство должно пребывать вечно неизменно, нисколько не состоя под зависимостью и управлением духа века; а напротив, само, будучи назначено управлять им и властвовать над ним во всех покоряющихся его водительству».
В № 19 «Тамбовские епархиальные ведомости» начали публиковать знаменитый полемический труд Вышенского Затворника «Душа и ангел – не тело, а дух», который печатался в ведомостях в течение 1867 и 1868 гг.
В 1870-х годах на страницах ведомостей появляются некоторые толкования на послания апостола Павла и переводы святых аскетов на русский язык, которые епископ Феофан готовил для издания «Добротолюбия». Его письма разным лицам свидетельствуют о напряженной работе во время затвора в Выше. Так, 22 декабря 1874 года по поводу толкований Священного Писания он писал Николаю Васильевичу Елагину: «План мой велик. Весь Новый Завет протолковать. А потом Псалтирь, а далее притчи и умирать».
По поводу «Добротолюбия» 24 февраля 1875 года Затворник писал афонскому иеромонаху Арсению: «Я чай вам писал, сколько листов заготовлено для первого тома. Кроме той брошюрки, что Антония Великого содержит, есть еще рукописи – 170 листов – письма о. Тихона. В книжку Антония Великого пошло их – 50 или 60. Считайте посему сколько выйдет листов печатных. Отцы приготовлены вот какие: Антоний Великий, Макарий Египетский, Марк подвижник, Исаия отшельник и Евагрий. Все, что приготовлено и должно войти в один том. Антоний Великий с ближайшими преемниками своими. Вторую часть составляют – Пахомий Великий – с другими общежительниками. Тут будут все уставы – Пахомия, Василия Великого, Кассиана, святого Венедикта, – и некоторые мелкие уставцы... сохранившиеся в сборниках. Но этим не кончится Добротолюбие, а пойдет далее... В каком порядке дело там пойдет, не знаю еще... – Нил преподобный, Лествичник, Варсонофий и Иоанн, Дорофей, Ефрем Сирианин, Исаак Сирианин. Из всех их будет сделана выборка, – в какой-нибудь системе, думаю – о борьбе со страстями, – или как придется. Это займет тома два, если не более. Но и еще надо – Филофея, Феодора Едесского, Иоанна Коринфского, Диадоха, Максима исповедника и подобных. Еще том».
В 1869 году в «Тамбовских епархиальных ведомостях» публиковались «Пояснительные и поучительные заметки на 33-й псалом». Неслучайно, что свою экзегетическую деятельность на страницах ведомостей святитель Феофан начал именно с наиболее употребляемых в церковной практике псалмов. Преосвященный во вступлении к толкованию 33-го псалма писал: «Предлагаемые заметки вызваны желанием не столько дать ученое толкование псалма, сколько представить опыт, как обращать в созидание духовное столь употребительные в церкви Давидские песни, извлекая из них уроки для упорядочения своих мыслей и доброго настроения сердца и всей жизни. Избран же для сего 33-й псалом ради того, что он не последний в числе часто слышимых в церкви. Одно же обстоятельство дает ему преимущество перед другими, именно то, что он читается всегда пред окончанием Литургии».
Святитель Феофан разбирает псалом по определенному плану, где рассматривается история происхождения псалма, его содержание и затем – толкование по девятистишиям. Данный труд святителя «Тамбовские епархиальные ведомости» печатали в двенадцати номерах. В 1871 году в №9 и №10 журнал опубликовал толкование 3-го и 37-го псалмов Шестопсалмия.
Епископ Феофан высказывает интересную мысль: «Толкование не должно становиться оковами собственному размышлению. Оно только определяет смысл стихов; но что на основании его всякий может надумать в свое назидание, в это оно не входит и входить не может. И один стих иному может подать повод породить столько мыслей, что их станет на целый том».
Сложно сказать, был ли у святителя Феофана план истолковать все шесть псалмов, но данная ремарка свидетельствует о том, что он побуждал молящихся самим вдумываться в смысл стихов Псалтири.
В 1872–1873 годах ведомости опубликовали «Толкование первого послания апостола Павла к Солунянам», а в 1875 году – «Толкование послания апостола Павла к Филиппийцам». Во введении к толкованию послания к Солунянам святитель очень подробно пишет о городе Солуни и его жителях, обстоятельствах написания послания, его целях, где именно оно писалось и почему не вызывает сомнения его подлинность. После этого он по стихам разбирает послание и делает комментарии и разъяснения. По подобному же плану строится и толкование послания к Филиппийцам.
Еще одна интересная работа, связанная со Священным Писанием, была опубликована в ведомостях в 1871 году. Она называлась «Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую». Это своеобразное пособие для лучшего усвоения евангельской истории. В предисловии к сочинению святитель писал: «Наглядный конспект содержания каждого Евангелия, в параллельных столбцах, подобный предлагаемому. Гораздо лучше, если возжелавший приступит к сему труду, сам для себя свой составит конспект, заботясь только так его начертать, чтобы можно было охватить его одним взором. Кому неохота это делать, пусть посмотрит предлагаемый, раз и два, с Евангелием в руках». Как и в случае с толкованиями псалмов, епископ предлагает каждому вникать в суть Евангелия и составить конспект евангельской истории, что поможет запомнить все факты жизни Христа.
В Вышенской пустыни Затворник получил хорошую возможность заняться переводами. Первые результаты этой работы появились на страницах епархиального журнала. В 1873-1874 годах публикуется «Несколько слов о жизни и писаниях святого Антония». Во всех подобных работах святитель не ограничивался исключительно переводом творений аскетов, но снабжал их сведениями о святых. Они краткие, но исчерпывающие; за ними следуют переводы наставлений святых.
Следующим переводом, напечатанным в ведомостях, являются краткие сведения о жизни и творениях святого Иоанна Кассиана. Затворник поясняет: «Аскетическое творение святого Кассиана предлагается здесь в переводе, все сполна. Мы делим его на три части: в первой изображается общежительный устав в 4 книгах; во второй – борьба с осмью главнейшими страстями, в 8 книгах; в третьей – законы духовной жизни, в 24 собеседованиях». Из всего задуманного святителем был опубликован в журнале только иноческий устав святого Иоанна Кассиана.
Начиная с № 19, ведомости печатают назидательные слова святого Максима Исповедника. Позже все опубликованные переводы вошли в «Добротолюбие» на русском языке. Последней прижизненной работой Преосвященного, напечатанной в тамбовских ведомостях, стали «Святоотеческие наставления о трезвении и молитве», представляющие собой выдержки из творений святых отцов.
В 1880-х годах новые труды святителя Феофана Затворника на страницах «Тамбовских епархиальных ведомостей» не появлялись.
После смерти святителя, последовавшей в 1894 году, на страницах «Тамбовских епархиальных ведомостей» с 1894 по 1899 год печатались его письма, которые готовил к публикации игумен Тихон (Ципляковский), насельник Вышенской пустыни и собеседник святителя. По всей видимости, письма были найдены в келье святителя после его кончины.
Из сказанного очевидно, что «Тамбовские епархиальные ведомости», основанные святителем Феофаном, на протяжении почти двух десятилетий являлись тем журналом, где он впервые печатал многие свои сочинения.
Митрополит Тамбовский и Рассказовский ФЕОДОСИЙ
В основе материала –
публикация журнала
«Тамбовские епархиальные ведомости»