«Рассказать просто о сложном». Мила Введенская — о работе над проектом «Исследователь и художник: искусство в экспедиции»
На днях в «Зарядье» завершилась обширная программа культурно-просветительского проекта «Исследователь и художник: искусство в экспедиции», о котором уже рассказывал «Сноб». Однако уникальные экспонаты проекта доступны для просмотра на площадках РГХПУ имени Строганова и Дарвиновского музея. Проектированием всех выставочных пространств проекта занималась известный музейный экспозиционер, художник и дизайнер, автор более трехсот выставок Мила Введенская. Она рассказала о специфике работы, особенностях выставочных пространств и профессиональных секретах.
Деятельность художника-экспозиционера сродни работе театрального режиссера. Мы преображаем пространство и размещаем экспонаты так, чтобы создать особую атмосферу и рассказать зрителю историю. Художественное проектирование учитывает множество факторов: оптимальный угол обзора, цветовые и световые решения, взаимодействие предметов между собой, количество экспонатов, одновременно попадающих в поле зрения, и так далее. Экспозиция должна удерживать внимание зрителя, не утомляя его. Это нелегкая задача.
При создании ретроспективной экспозиции в верхних палатах Старого Английского двора XVI–XVII веков в «Зарядье» приходилось учитывать архитектурные нюансы того времени: низкие сводчатые потолки, узкие дверные проемы, небольшие окна и, как следствие, недостаточную освещенность.
В «красном углу» мы разместили увеличенную реплику из царского титулярника, которую выполнила художница Алена Косульникова: портрет царя Алексея Михайловича и герб видны из разных точек выставочного зала, что очень важно для всей концепции выставки. Ведь именно при Алексее Михайловиче началось активное освоение Севера, а из Старого Английского двора стартовали первые экспедиции в Арктику.
В залах представлены не только музейные экспонаты, но и вещи из частных коллекций, например шаманские артефакты — сложные для экспонирования, иногда непонятные и неказистые с виду. Часть предметов (шкурки горностаев, лодочки, которые использовались в ритуалах) мы разместили в деревянной лавке, часть — на огромном столе, который является частью исторического интерьера. Вместо стеклянных колпаков стандартной формы, под которыми обычно размещают экспонаты для защиты от внешнего воздействия, мы использовали стеклянные ларцы, похожие на те, что брали в путешествия купцы и исследователи. Они изготовлены по технологии «Тиффани», используемой при создании витражей: каждый кусочек стекла оборачивается по периметру клейкой медной фольгой, затем кусочки спаиваются между собой. В отличие от свинцового профиля, фольга позволяет соединять кусочки под любым углом друг к другу, поэтому витраж можно делать не только плоским, но и объемным. Свет, который преломляется на фацетах ларцов, красиво играет на предметах внутри.
В соседнем зале представлены работы художников-авангардистов, малоформатная живопись первого русского художника, побывавшего за Полярным кругом, Александра Борисова, а также национальная одежда нганасанов. Экспозиция рассказывает о влиянии культуры малочисленных коренных народов Севера на художников. Например, авангардисты черпали вдохновение в строгих геометрических орнаментах национальной одежды нганасанов.
В павильоне «Заповедное посольство» выставлены современные художники, представители science-art. Это тоже довольно непростое для экспозиционера пространство: в центре павильона располагается флорариум, который перетягивает все внимание на себя неоновой подсветкой. Но нам удалось органично вписать художников с учетом всех нюансов. Работы Дмитрия Минайлова из расплавленного пластика о жизни насекомых и растений в условиях меняющегося климата не только обыгрывают тему флорариума, но и совпадают с ним по цветовой гамме. Композиции Веры Петровой из живого мха-лишайника в больших стеклянных банках, как и флорариум, представляют собой замкнутую биосистему. Микромир в банках контрастирует с макромиром снаружи. Вся экспозиция гармонично встроена в пространство павильона, а художники дополняют друг друга.
Выставочный зал «Строгановки» имеет совершенно особую атмосферу. Это, как любят говорить студенты, намоленное пространство: в зале проходят защиты студенческих работ, дипломов, выставляются преподаватели — и вдруг наш арктический проект с музейными экспонатами. Мы специально затемнили зал и точечно подсветили его, чтобы каждый экспонат смотрелся как ювелирное украшение.
Самый ценный блок — скульптуры малых форм из кости, очень тонкой работы, изготовленные художником Николаем Киргизовым из Дудинки. Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при «Строгановке» поделился с нами ценными зарисовками и эскизами студентов 1930-х годов из запасников. Вписались в общую концепцию керамические и стеклянные работы нынешних студентов «Строгановки». В полумраке они начинают «звучать»: мерцают, отбрасывают тени, подчеркивая атмосферу таинственности.
В экспозиции Дарвиновского музея представлены полевые рисунки из арктических экспедиций, живопись и графика знаменитого художника-анималиста Василия Ватагина и его учеников — Николая Кондакова, Александра Формозова и братьев Владимира и Юрия Смириных. Дополняют картину редчайшие чучела из запасников музея — произведения таксидермического искусства, в том числе работы конца XIX века орнитолога, основателя московской школы таксидермии Федора Лоренца.
Старинные чучела отличаются прекрасной сохранностью, высоким качеством исполнения, красотой и особыми деревянными подставками круглой и прямоугольной формы. Живописные полотна и дневниковые записи исследователей дополняют общую картину и развеивают миф об Арктике как о безжизненном крае. Полярные волки, пискулька, краснозобая казарка, черная казарка, обыкновенная гага, орлан-белохвост и другие редкие представители арктической фауны из музейной коллекции подчеркивают красоту и хрупкость северных экосистем. Арктическая тема прослеживается и в постаментах, на которых стоят чучела: по форме и цвету они напоминают льдины. Украшают экспозицию гипсовая скульптура шерстистого носорога и лайтбоксы с арктическими пейзажами. Птицы и животные взаимодействуют между собой: полярные волки с интересом смотрят на птиц, орлан-белохвост взирает на мир с высоты. Казалось бы, холод, снег — а столько жизни в этом суровом краю. Мы хотели рассказать просто о сложном и удивительном мире Заполярья — и, на мой взгляд, нам это удалось.
Культурно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции», приуроченный к завершению второго года «Большой научной экспедиции» Сибирского отделения РАН и компании «Норникель», рассказывает о четырехсотлетней истории исследований русской Арктики, о трудностях и лишениях, с которыми столкнулись первопроходцы, а также научных и художественных открытиях, сделанных во время экспедиций. Проект включает в себя не только выставочную часть, но и обширную лекционную программу.
Подготовила Анна Алексеева