Его пытали раскалённым железом, а он молчал: легендарный подпольщик Иван Кабушкин
Иван Константинович Кабушкин — руководитель оперативной группы Минского советского подполья, организатор и исполнитель самых дерзких диверсий против гитлеровских оккупационных властей.
Родился 2 февраля 1915 года в деревне Малаховцы ныне Барановичского района Брестской области Республики Беларусь в крестьянской семье. Ещё ребёнком оказался в Казани (ныне столица Республики Татарстан). До войны работал вагоновожатым (водителем трамвая) в трамвайном парке.
В Красной Армии с 1935 года. Участник освободительного похода советских войск в Западную Белоруссию в 1939 году и советско-финляндской войны 1939–1940 годов.
В ходе этой «зимней» войны получил ранение.
Великую Отечественную войну младший лейтенант Иван Кабушкин встретил на западной границе СССР. Попал в плен и 28 июня 1941 года в колонне военнопленных оказался в оккупированном немецко-фашистскими войсками Минске, где смог бежать из плена.
С осени 1941 года участвовал в антифашистском движении в оккупированном Минске. Действовал под кличкой «Жан». Член Военного совета партизанского движения — подпольной организации бывших советских военнослужащих, созданной ими осенью 1941 года в Минске. Был помощником начальника разведки 203-го партизанского отряда. На него было возложено руководство отделом по выявлению и уничтожению предателей и фашистских агентов. Лично уничтожил 20 агентов «Абвера», СД и полиции. За короткий срок зарекомендовал себя отличным подпольщиком, став начальником оперативной группы.
С октября 1941 года на дорогах Минск – Логойск, Минск – Столбцы Жаном было уничтожено 5 легковых машин, 2 грузовые, 1 бензоцистерна. При этом уничтожено 9 человек командного состава, 7 – рядового. Помогал военнопленным бежать из лагерей, переправлял их в партизанские отряды. Доставлял в отряды медикаменты, радиопитание, тёплую одежду.
В мае 1942 года, после гибели руководителей Минского подпольного городского комитета Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии И.П. Казинца и С.И. Зайца, Жан направляется в Минск для восстановления подпольной организации. Одновременно занимается организацией выпуска нелегальной газеты «Звязда», оборудованием подпольной типографии, выпуском и расклейкой листовок.
Осенью 1942 года гитлеровцы наносят ещё один удар по подполью. Арестованы все члены Минского подпольного горкома Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии.
За Жаном начинается настоящая «охота». Гестапо обещало выдать крупную денежную награду тому, кто выдаст героя.
В феврале 1943 года трагическая случайность оборвала работу, а затем и жизнь Ивана Кабушкина. Однажды он отправил в лес свою новую связную и ждал её возвращения. В одном из партизанских отрядов нашёлся командир, который бездумно, открытым текстом написал Жану записку с просьбой достать пистолет. Даже для человека, абсолютно не знающего конспирации, очевидна была глупость такого поступка. Когда связная возвращалась домой, в дороге её обыскали полицаи и, обнаружив записку, передали задержанную в застенки СД. Там её пытали электрическим током, и она, не выдержав пыток, выдала Жана.
4 февраля 1943 года его схватили на квартире, где была назначена встреча со связной. Уже на первых допросах стало ясно, что за ним охотились гестаповцы с осени 1941 года. Его держали в подвале СД в особом каменном мешке, в полной изоляции.
Жан был подвергнут изощрённым пыткам раскалённым железом и электротоком. После пыток гестаповцы оставили его на полмесяца без воды и пищи. Но Жан не только не выдал ни одного человека, но и не открыл врагам даже своего настоящего имени. После его ареста не пострадал ни один подпольщик, связанный с ним.
Иван Константинович Кабушкин – легендарный подпольщик Жан – был казнён 4 июля 1943 года в минской тюрьме.
Президиумом Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года в канун 20-летия Победы советского народа над фашистской Германией за исключительный героизм и самопожертвование во имя Родины Кабушкину Ивану Константиновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Письмо героя советского союза минского подпольщика И. К. Кабушкина А. К. Янулис:
Апрель 1943 г.
«Родные! Итак, луч опять осветил мою "келью". Я рад, что вы живы. Да, настроение несколько ухудшилось, в один день сели все мои, я — десятый. Ведь все мои родные, пойми! Если Миля опять будет там [в бригаде "Старика"], пусть от меня передаст пламенный большевистский привет Б. Г. и бате главному... Пусть передаст: умру, а подлецом не буду! Ну, в отношении меня — затишье. Я полагаю так, что нового они не добились, все пытки не увенчались успехом, и решили, видимо, 1 мая вывесить как "подарок» для народа".
Источник: Воробьев В. Иван Константинович Кабушкин