Мира Мальцева достойна, чтобы Дворец был назван в её честь
В прошлом году в газетах предлагали назвать наш Дворец культуры «Комсомолец», «Романтик». А я хочу предложить назвать именем Миры Мальцевой.
Она приехала по зову сердца с супругом Семёном Мальцевым, первым мастером-строителем, в последующем начальником СУ-1.
Мира Михайловна — человек-праздник, неограниченной энергии, открытая душа, внимательная и обаятельная, ей подвластны все области культуры, отличный организатор, лёгкая в общении. Руководила культурой в Качканаре 21 год.
Я с ней познакомилась во время подготовки к поездке в Свердловск на фестиваль молодёжной песни. Открывать фестиваль должен был общий хор песней «Если бы парни всей земли». Вот Мира Михайловна и учила нас пению, дирижёрским хитростям и поведению во время поездки.
Она очень нежная, трогательная, всех называла ласково: Наденька, Коленька и др. Она и в жизни такая. После поездки мы с ней стали друзьями. Она была энергичная, постоянно куда-то спешила, ей надо было делать всё очень быстро. Она никогда не пользовалась междугородним телефоном или бумажной перепиской, считала, что это долго, могут отказать. Она садилась в поезд и ехала решать вопросы.
Когда ещё не было клуба «Строитель», она собирала молодёжь в красном уголке общежития, иногда проводила мероприятия в красных уголках стройуправлений.
Когда построили клуб «Строитель», Мира Михайловна – директор, организовала показ кинофильмов. Наладила связь с кинопрокатом, нашла лучшие фильмы. Организовала концерты приезжих коллективов, в то время это было непросто. Затем занялась образованием кружков художественной самодеятельности. Серьёзная проблема была с руководителями кружков. Мира Мальцева была в постоянных разъездах и каждый раз кого-нибудь привозила, оформляла на работу, обеспечивала жильём. Она очень любила свою работу и хотела, чтобы все работники были такие же. Даже из одной поездки привезла баяниста, заслуженного работника культуры. Особо она испытывала удовольствие, когда нашла Славочку Ефанова, который в последующем под её идейным руководством стал Вячеславом Васильевичем — заслуженным деятелем циркового искусства. А лучшему цирковому кружку в области было присвоено звание народного коллектива, это очень почётно.
Второй её кумир и самый верный помощник — Олег Николаевич. Она и его называла Олежек Николаевич, он писал отличные сценарии и помогал их осуществлять.
В одной из поездок с ней поделились горсткой цветочных семян, в то время это был дефицит. Дома она попросила Семёна Степановича построить тепличку у клуба, там посадили эти семена для размножения и на следующий год сделали у клуба клумбы.
Закончили строительство кинотеатра «Юность». Мира Михайловна срочно оформляет всё внутри. Накануне каждого месяца ездит в кинопрокат выпрашивать лучшие фильмы. Сеансы были с утра и до позднего вечера.
Фантазии нет предела: Олег Николаевич написал сценарий новогоднего огонька 1965 года «Встреча с героями кино». Каждый приглашенный должен быть одет соответственно и приготовить репризу.
Зная, что будет проблема с костюмами, Мира Михайловна едет в Свердловск, в театр музкомедии, сказав, что у меня там друзья. Ей действительно подобрали необходимые костюмы.
Заканчивается строительство Дворца культуры, Мира Михайловна полностью переключилась на него. Зная обстановку с обеспечением материалами, она всегда торопилась всё делать, опережая время. Я к этому времени перешла работать в отдел снабжения ГОКа и вплотную помогала ей. Первым делом ездили в Свердловск решать с поставкой мебели в кабинеты. Ездили на камвольный комбинат приобретать ткани на шторы, костюмы.
Но было три сложных позиции, которые не решались в пределах области – красивый занавес на сцену, большая люстра в зрительный зал и красивые удобные кресла. По этим позициям Мира Михайловна многократно ездила в Москву с письмом горкома комсомола к министру культуры Екатерине Фурцевой. Благодаря умению убеждать людей, все вопросы решились положительно. По вопросу мягкой мебели она выпросила фондовое извещение под расписку и срочно полетела в Прибалтику просить срочной отгрузки.
Она просила, чтобы прислали бригаду мастеров на сборку и крепление кресел в зрительном зале. Но так как ей невозможно было отказать, решили прислать при условии, что она организует им проживание и питание во Дворце культуры, чтобы сократить время отсутствия их на работе фирмы.
Приблизился 1967 год — год 50-летия Октябрьской революции, Олег Николаевич написал сценарий, где задействованы все кружки и не только. Были приглашены Илья Макаровский, хирург Валерий Васильев. Дворец не готов, готово только огромное помещение под сценой, где был пол, потолок, лавки по периметру и освещение. Там проходили репетиции. Выступать было негде. Мира Михайловна съездила в Нижнюю Туру, разрешили выступить во Дворце культуры имени Ленина. Выступили прекрасно, в конце зал долго хлопал нам стоя.
Наконец подготовительные работы закончились, начались будни. Мальцева опять в вечных поисках. Это сейчас много гастролёров, а тогда надо было добиваться, перехватывать, у неё это получалось. Она привозила на встречу любимых актёров, Уральский народный хор, музыкальные ансамбли. Гулькина и Суханкина из «Миража» бегали между рядами и пели «Музыка нас связала». Удалось привезти второй состав артистов Свердловского оперного театра с оперой «Травиата».
Как это доставалось, знает только Мира Михайловна. Она работала по графику 24/7, даже в поездках. У неё золотые руки. В то время не было ниток для вязания, так она распускала свои вещи и вязала, а по приезду раздавала. Я ходила в берете, подаренном ею. А когда я родила сына в 1976 году, она связала ему красивые пинетки-ботиночки.
28 января у неё был день рождения, мы, молодёжь, забегали поздравить её, у неё всегда был тортик собственного изготовления.
И вот очередной концерт. Мира Михайловна, как всегда, прибежала во Дворец культуры, провела все процедуры по приёму артистов, осталось немного времени, она сказала: «Сбегаю на стрижку». Ей не нужно было никакой укладки, только стрижка. Снова прибежала во Дворец, случился сердечный приступ, увезли на скорой. Я в это время сидела на больничном. Вдруг звонок с такой печальной новостью.
Мастер, которая делала стрижку, сказала, что Мира Михайловна пожаловалась на плохое самочувствие, но от помощи отказалась, сказала, что побежит во Дворец. Когда всё случилось, вызвали скорую, но спасти не смогли.
Я до сих пор помню её улыбку, очень ласковую речь, вечно куда-то спешащую. Я у неё многому научилась. Очень ей благодарна. Думаю, что многие её помнят, знают, участвовали в мероприятиях. Позвоните в редакцию, выскажите своё мнение, она достойна занять место в памяти и истории Качканара.
Нина Вяткина