Орловский прокурор Марина Тапехина рассказала об особенностях работы ведомства в Глазуновке
Главные новости в Орловской области почти всегда связаны с областной столицей – Орлом. Но что насчёт районов региона?
ОрелТаймс провел небольшое исследование и выяснил, какой район чаще всего отмечает в своих сводках областная прокуратура. Оказалось, Глазуновский. Пусть агломерация и небольшая, но имеет свои особенности. О них рассказала прокурор Глазуновского района советник юстиции Марина Тапехина.
– Что принципиально отличает работу прокуратуры Глазуновского района от, например, районов Орла?
– У нас есть преимущество: наш район расположен компактно, близко к Орлу, в Глазуновском районе населения около 13 тысяч, так что можно сказать, все друг друга знают. Это значит, что нам, прокурорам, значительно проще оперативно вмешиваться в процессы, происходящие на нашей территории. Мы всегда знаем, что волнует население и какие проблемы возникают у людей. А своевременное вмешательство не позволяет, как говорится, запустить проблему.
– Сельские жители отличаются от городских по уровню правовой грамотности?
– Кто-то может подумать: «А, село!» – и махнуть рукой. Но сегодня это совсем не так. В органах прокуратуры я с 2007 года и хочу сказать, что население Глазуновского района как раз отличается правовой грамотностью. Люди знают, куда и к кому обращаться, как защищать свои права, бережно относятся к своим правам. Отсюда – высокая активность людей.
– С чем же идут селяне в прокуратуру?
– Может показаться, что в маленьком районе многие вопросы, которые есть в более крупных агломерациях, неактуальны. Но это не так. Как и в облцентре, мы сталкиваемся со сложными проблемами в сфере ЖКХ, дорог, землепользования.
Люди на селе сегодня хотят жить лучше. У них возникает логичный запрос на это требование. Речь идёт об улучшении дорожной сети, объектов ЖКХ, образования, культуры, здравоохранения. В 2023 году каждое третье обращение жителей Глазовского района признано обоснованным. Это значит, что проблемы есть, и мы их решаем.
– С чем сталкивалась прокуратура Глазуновского района в 2023 году?
– Так же, как и в больших городах, мы заставляем чиновников платить бизнесу по исполненным контрактам, погашать долги бюджетных учреждений за отопление и электричество, судимся с Департаментом здравоохранения за обеспечение жителей положенными им лекарствами, боремся за права на жильё сирот, требуем от регоператора чистоты на мусорных площадках и, конечно, заставляем ремонтировать школы. Люди хотят, чтобы местная власть слышала об их проблемах. И сегодня на уровне района мы обеспечиваем бесперебойную связь в этом диалоге.
– Какие самые громкие дела, требующие прокурорского вмешательства, Вы бы отметили?
– Первое, что вспоминается, это вскрытие теневой занятости на Глазуновском маслозаводе. По обращению всего одного работника нам удалось защитить трудовые права 34 сотрудников этого предприятия. Дело в том, что де-юре работниками они не были, но фактически трудились, грубо говоря, на устной договорённости. Но как это часто бывает, когда работников с начальством не связывают договорные обязательства, возникают проблемы с выплатой зарплаты людям. Именно это и произошло на маслозаводе. Людям не выплачивали полностью обещанную заработную плату. Нашей, признаюсь, непростой задачей стало защитить права этих людей. В итоге нам удалось добиться возврата всех долгов перед ними.
– Одной из ключевых проблем всех районов Орловской области всегда были дороги. Как обстоят дела с ними в Глазуновском?
– На наш маленький район приходится 269 км дорог. Из них асфальтированных – 172 км. Около 40% не соответствуют нормативным требованиям к эксплуатационному состоянию.
В 2023 году в результате принятых прокуратурой мер реагирования было отремонтировано 9 участков автодорог общей протяженностью 2,3 км. Остро стоит проблема ремонта автодорог Глазуновка – Тросна, Богородское – Кромы. В рамках исполнения судебного решения был завершён капремонт участка более 10 км, но проблема полностью не решена – необходим ремонт ещё 5 км, над этим работаем.
– Сколько человек в райпрокуратуре?
– Трое. Мы люди разных поколений. Я – человек советской школы, подчинённые – новой России. Молодые прокуроры зачастую очень остро реагируют на проблемы и поставленные задачи. Но вместе мы всегда находим пути и способы решения даже самых непростых задач.
– От вас когда нибудь увольнялись сотрудники из-за разницы в принципах отношения к работе?
– За все годы моей работы в органах прокуратуры ни один сотрудник по субъективным причинам не покинул службу. А вот ротация кадров, конечно, присутствует. За последние три года работы коллектив поменялся трижды. Но для меня в какой-то степени это даже приятно. Хорошо, что растёт молодое поколение – все пошли на повышение.
– Какие глобальные задачи стоят в целом?
– Спектр задач у прокуратуры крайне обширен и все направления важны. Но я бы хотела обозначить работу по надзору за обеспечением качественного и бесперебойного водоснабжения населения.
Благодаря мерам реагирования прокуратуры, муниципалитет уже изготовил ПСД на 9 наиболее проблемных объектов водоснабжения в посёлке Глазуновка. По искам прокурора в 2023 году был завершён капремонт центрального водопровода в с. Тагино. На завершающей стадии находятся работы по замене изношенных сетей в с. Красная Слободка.
Конечно, такая масштабная работа была проведена при сопровождении, в первую очередь, прокурора Орловской области Алексея Тимошина. Но нам на местах предстоит тщательный надзор за всеми предстоящими делами в этой сфере.
– Как жители Глазуновского района относятся к прокуратуре?
– У нас две трети всех обращений – личные обращения жителей. Люди идут к нам в надежде на решение проблем, и мы стараемся оправдать их ожидания. По моему мнению, для этого у нас есть достаточно весомые полномочия по защите прав и свобод граждан, которые мы стараемся эффективно и комплексно использовать.
– Значит, жаловаться нужно?
– Нужно! Молчать нельзя!