Дорогая дорога угля. Логистика отнимает половину заработка экспортёров, но РЖД не спешат им на помощь
Незаметно, но резко Правительство перешло от обсуждения мер поддержки угольной отрасли к увеличению финансовой нагрузки на неё. В Государственную думу РФ поступил законопроект с изменениями в части 1 и 2 Налогового кодекса. Так, в отношении коксующегося и энергетического углей предлагается установить дополнительную надбавку к ставке по НДПИ в размере 10% от превышения цены в морских портах Дальнего Востока над установленным пороговым значением. Документ, внесенный правительством РФ, опубликован в системе обеспечения законодательной деятельности. При этом в начале года в Правительстве обещали не повышать НДПИ на добычу угля, так как действовала экспортная курсовая пошлина. Но с 1 мая она была отменена до конца лета. Это и стало лазейкой для повышения налога.
Федеральная антимонопольная служба тоже не поддержала отрасль. А именно, выступила против возврата понижающих коэффициентов за дальность перевозки угля. О своей позиции ФАС сообщила в письме в Минэнерго, то есть — напрямую главному угольному лоббисту страны, а ныне главе энергетического ведомства Сергею Цивилёву. По мнению ФАС, при возврате скидки в 12,8% (это максимальный её размер) объём выпадающих доходов РЖД составит в 2024 году 145 млрд руб. Что характерно, в РЖД свои потери оценили в 295 млрд руб. Со скидками, пишут из ФАС, перевозки угля станут нерентабельными для РЖД. По предварительной оценке монополии, отрицательная рентабельность будет на уровне 40%. Но есть и другая сторона монеты: при полном бездействии ФОИВов и отсутствии поддержки государства, угольные экспортёры не вывезут в этом году 30–40 млн тонн энергетического угля. Уточним, что эти миллионы тонн выпадут из согласованных регионами и РЖД объёмов экспорта. Экспорт уже существенно снижается. В январе — апреле перевалка каменного угля в портах РФ сократилась на 15%, до 59,5 млн тонн, по данным Ассоциации морских торговых портов. Финансовая нагрузка на экспортёров твёрдого топлива растёт с начала года. Всему виной падение мировых цен на уголь. При текущих мировых ценах (сегодня они едва превышают 140 долларов за тонну против 400 долларов за тонну годом ранее) доля логистики в цене угля на базисе *FOB (Free on board) Дальний Восток перешагнула отметку в 50%. Платить за доставку с учётом тенденции на снижение цен на энергоресурс экспортёрам становится всё сложнее. Такие цифры, в частности, упоминаются в свежем отчёте Центра ценовых индексов. Напомним, ещё в ноябре прошлого года этот показатель не превышал 40%. Если ситуация не изменится, угольщикам придётся оптимизировать логистические затраты. Сохранение динамики неизбежно приведёт к пересмотру производственных программ и снижению объёмов добычи. Эксперты, опрошенные Vgudok, уверены, что угольщикам под силу решить эти проблемы. В то же время уход хотя бы части угля с сети РЖД может привести к его замене более маржинальными грузами.
Сегодня угольные компании, прежде всего кузбасские, работают в минус по экспортным азиатским контрактам, рассказал vgudok.com заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семёнкин. «Снижения тарифа однозначно не произойдёт. РЖД в последнее время наоборот настаивают на увеличении стоимости перевозки угля, вплоть до перевода во второй тарифный класс. С учётом падения погрузки в холдинге и предстоящего ухудшения финансовых показателей снижать тарифы на такой массовый груз, как уголь, никто не будет. Тем более на экспорт. Что касается стоимости предоставления вагонов операторскими компаниями, на сегодняшний день цена достигла исторических максимумов. 2600–2800 — стоимость предоставления стандартного полувагона в сутки. Думается, что к осени цены упадут, хотя это может произойти и в ближайшее время.
Потому что, с одной стороны, идёт насыщение вагонным парком, с другой — наблюдается падение погрузки.
Но, скорее всего, в весенне-летне-осенний период этого не произойдёт, потому что начнут активно ездить строительные грузы, тот же щебень. Плюс северный завоз. Но к осени однозначно будет падение стоимости предоставления полувагонов. Это немного облегчит затраты угольных компаний для экспорта своей продукции. Сегодня, пока угольщики работают в минус, им надо сокращать погрузку на экспорт, чтобы не генерировать свои дополнительные убытки — это очевидно. Таким образом, они сделают доброе дело ещё и для всех грузоотправителей на сети. Они вздохнут спокойно, смогут поехать на Дальний Восток, на Северо-Запад, в сторону АЧБ. Если угольщики избавят сеть от себя хотя бы немного, это будет большое благо», — уверен эксперт. Правительство в конце апреля отменило пошлину на вывоз энергетического угля и антрацита с 1 мая по 31 августа. Таким образом, Кабмин отрасль поддержал. На фоне снижения мировых цен на уголь добывающие компании более тщательно подсчитывают свои расходы на транспортировку. Поскольку логистические услуги в цене угля занимают очень весомый вклад. В зависимости от марки угля и направлений доля логистики сегодня составляет от 35 до 55%, рассказал Vgudok эксперт на угольном рынке, пожелавший выступить инкогнито. «Логистика для угольщиков складывается не только из тарифов на железнодорожную инфраструктуру, но и за счёт пользования вагонами. Перевалка в порту, морской фрахт, ещё одна перевалка в порту и доставка к конечному потребителю. Смотрят на все возможные точки, где можно договориться о снижении цены.
Если смотреть чисто российскую часть, то у нас получается железная дорога — оператор подвижного состава — стивидор.
Там можно найти какие-то точки соприкосновения в целях оптимизации. Понятно, что если говорить о договорной части этой логистики, то это оператор — стивидор. Там возможны подвижки, но не сильные, поскольку это рыночные сегменты и ставки там формируются от наличия спроса и предложения», — говорит наш собеседник. При цене за тонну угля на FOB в 90 долларов себестоимость находится на уровне от 25 до 30 долларов, перевалка отнимает ещё 20, а предоставление вагонов с железнодорожным тарифом — 50 долларов. Так маржа экспортёра падает до минус 5 долларов за тонну. При этом компании выполняют все согласованные и подписанные контракты и сами не собираются покидать привлекательный во всех отношениях для угольщиков Дальний Восток, рассчитывая, что ближе к осени цены всё же поднимутся. А потому поставки энергоресурса продолжаются несмотря на убытки. Что касается железной дороги, то на сегодняшний момент, с учётом уже принятых решений, можно говорить только о возвращении применения понижающих коэффициентов на дальность. Это единственная возможность для угольных компаний оптимизировать затраты на услуги железнодорожной инфраструктуры. Но на это, судя по решению ФАС, в Кабмине не готовы пойти.
Эксперты говорят, вопрос возврата понижающих коэффициентов обсуждается не конкретно двумя сторонами, то есть РЖД и угольными компаниями. Это вопрос, который должен обсуждаться на правительственной комиссии по транспорту под руководством первого вице-премьера. Это должно быть согласованное решение несколькими ФОИВами. Это совсем не быстрый инструмент, но единственно возможный, рассказал vgudok.com президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «Можно, конечно, попытаться обговорить с РЖД вопрос предоставления дополнительных скидок в рамках тарифного коридора. Но сейчас речь идёт не о привлечении дополнительных объёмов, а о сохранении прежней грузовой базы, чтобы она не так сильно падала. Кроме того, все усилия, которые могут быть затрачены на оптимизацию логистики, могут обнулиться при условии дальнейшего падения цен на уголь. Даже получение каких-то преференций от РЖД не гарантирует, что объёмы будут возобновлены до прежнего уровня и угольные компании сумеют в уже сформировавшихся рынках сбыта сохранить свои позиции по объёму.
Задача очень сложная, она требует внимания от всех участников, поскольку полностью исключать уголь из перевозочной деятельности нельзя.
Соответственно, надо рассматривать вопросы хотя бы сохранения тех объёмов, которые сегодня имеются. Участники рынка уже вошли в летний период. Спрос на уголь в этот период снижается. Поэтому говорить об изменениях глобального тренда в рамках первого полугодия рано и нет смысла. Какие-то изменения в ценах могут начаться во втором полугодии. Насколько сегодня у угольщиков хватит сил сохранить свои позиции до конца первого полугодия — посмотрим. Наверное, запасы есть и их хватит. То, что финансовые результаты будут не самые лучшие, это точно», — резюмирует эксперт. Напомним, что курсовая пошлина на экспорт угля отменена лишь до конца лета. То есть, уже к зиме уголь может столкнуться и с возросшим налогом, и с курсовыми взносами, а там и до повышения тарифов РЖД недалеко.
*FOB — международный торговый термин Инкотермс, использующийся для обозначения условий поставки груза и определения стороны, на которую возлагаются расходы по транспортировке и/или определения точки передачи ответственности за груз от продавца к покупателю. Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в новом Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Максим Ярошевский, Артём Войцеховский