The Guardian, Великобритания. Американский закон о санкциях — это бомба замедленного действия для Трампа и Путина
Конгресс взял под свой контроль процесс, опасный для обоих президентов. Олигархи, против которых вводятся персональные санкции, впадают в отчаяние.
Натали Нугайред (Natalie Nougayrède)
В России порождаемая пропагандой надежда неугасима, и больше всего это заметно в информационном агентстве ТАСС. Европа начинает понимать, что ее политика санкций против России «бессмысленна и бесплодна», процитировало оно в понедельник члена комитета Государственной Думы по международным делам Сергея Железняка. России следует отдать должное: некоторых своих целей она добивается неумолимо.
Дело в том, что России очень хочется избавиться от международных санкций, которые были введены после ее военной интервенции против Украины и аннексии части ее территории. В Британии об этом почти не говорят, хотя это очень важно. Санкции оказались в самом центре расследования взаимоотношений между Трампом и Путиным, а также возможного сговора. Для Трампа это может стать своеобразным «Рашагейтом». Отмена санкций была одной из тем скандально известной встречи, состоявшейся в июне 2016 года между российскими представителями и членами предвыборного штаба Трампа, среди которых был Дональд Трамп-младший. Когда были введены санкции, Хиллари Клинтон занимала пост госсекретаря. Это стало одной из нескольких важных причин, по которым путинская система и ее армия хакеров, ботов и троллей упорно пытались ослабить ее позиции, а то и помочь Трампу.
Американские санкции имеют огромное значение из-за глобального финансового веса и влияния Америки. Но Владимир Путин очень хочет, чтобы европейские и американские санкции были ослаблены. Решение об их введении было принято во взаимодействии. Российские деньги можно найти в Европе повсюду. В своей недавно вышедшей книге «Россия и крайне правые на Западе» (Russia and the Western Far Right) исследователь Антон Шеховцов проводит связь между кремлевской поддержкой популистских движений в Европе и систематическими осуждениями антироссийских санкций, с которыми выступают лидеры этих движений.
Этот вопрос пока отошел на второй план, но он может обрести новую актуальность в феврале, когда будет приниматься американский закон, предусматривающий новые и весьма обширные санкции против России. Дональд Трамп неохотно подписал этот законопроект в августе, сделав это после того, как за него почти единогласно проголосовал конгресс, решивший не дать Трампу отменить санкции в одностороннем порядке после публикации доклада американских спецслужб о вмешательстве России в выборы. Этот законопроект получил знаковое название «Противодействие врагам Америки посредством санкций». В нем есть раздел 241, который может стать громом среди ясного неба для путинской пирамиды власти. Там говорится, что к февралю 2018 года американская администрация должна представить в конгресс детальный доклад с «информацией о самых влиятельных российских олигархах», о их отношениях с Путиным, о фактах их коррупции, о размерах их состояний и источниках доходов. Любой, кто будет соответствовать указанным критериям, может быть подвергнут персональным санкциям, таким как заморозка счетов и запрет на выдачу виз.
Беспрецедентным американским проверкам подвергнутся не только самые богатые люди России, но и члены их семей, а также все те, кто занимается с ними бизнесом на Западе. Таким образом, масштабы нового законопроекта выходят далеко за рамки тех мер, которые до настоящего времени принимались против путинского окружения. Если будет принять закон о санкциях, и если он будет полностью исполняться, это может привести к дестабилизации режима, а не только к неприятностям для ближайших путинских сподвижников.
В результате среди российских олигархов возникло нечто сродни панике. Бывший координатор по санкциям из администрации Обамы Дэниел Фрид (Daniel Fried), ныне работающий в аналитическом центре «Атлантический совет», недавно рассказал мне, что ничего подобного он раньше не видел. Российские олигархи наводнили Вашингтон своими лоббистами и адвокатами, которые пытаются выяснить, что их может ожидать. «Они хотят знать, будут ли составляться черные списки», — сказал Фрид, с которым неоднократно связывались эти эмиссары, и который явственно ощутил их «отчаяние». Moscow Times сообщает из России, что самые состоятельные россияне в растерянности, поскольку не знают, как уклониться от предстоящего удара. Некоторые юридические фирмы якобы советуют этим людям развестись со своими супругами и зарегистрировать свои активы на бывших жен, чтобы их состояния были в безопасности.
Направленные против олигархов точечные персональные санкции создают серьезную проблему для путинской власти. Россия — это авторитарная клептократия. Преданность элиты президенту в значительной мере зависит от той защиты, которую он может ей гарантировать. Путин готовится к переизбранию в марте будущего года, когда ему будет 65 лет, однако он хочет быть уверенным в том, что созданная им система правления по-прежнему прочна как сталь. Олигархам не нравятся санкции, особенно те, из-за которых им будет трудно наслаждаться накопленными и размещенными за рубежом богатствами, такими как роскошная недвижимость в Лондоне, Нью-Йорке и на Ривьере, а также многочисленными оффшорными счетами, о которых говорится в «Панамских документах».
Российский истэблишмент может продолжать петь свою песню о патриотизме, но жить он предпочитает за пределами России, прекрасно понимая, что имущественные права лучше всего защищены там, где есть власть закона.
Тот, кто сомневается в шокирующих последствиях этого закона, должен задуматься, как российский режим отреагировал на Закон Магнитского, принятый в 2012 году и ставший прообразом более обширных санкций, введенных двумя годами позднее, а также на санкции, за которые конгресс проголосовал в этом году. Давая в июле показания в сенатском юридическом комитете, британско-американский бизнесмен Билл Браудер, возглавлявший кампанию за принятие этого закона, ясно дал понять, насколько важно Путину «гарантировать безнаказанность» своим близким дружкам и ставленникам, обеспечивая бесперебойную работу «системы незаконного накопления состояний». Москва, в свою очередь, обвинила Браудера в трех убийствах в попытке опорочить этого влиятельного иностранного критика.
Возможно, Путин и популярен, однако олигархи никакой популярностью в стране не пользуются. Трамп, между тем, заявляет, что ему нечего скрывать, и верит в путинские опровержения российского вмешательства. Но санкции все равно маячат на заднем фоне. Во время своей поездки в Азию Трамп пожаловался на то, что Россия подверглась «очень, очень суровым санкциям… Эти санкции введены на очень высоком уровне и были приняты совсем недавно. Пора возвращаться к нормализации».
Администрация Трампа пока еще не применила новые санкции в полном объеме. На самом деле, появилось много признаков того, что она тормозит их реализацию и не хочет осуществлять эти меры. Однако часы тикают, и до февраля остается совсем мало времени, как и до мартовских президентских выборов. Расстояние от Трампа до Путина составляет восемь тысяч километров, но они слышат эти часы ясно и четко.
Натали Нугайред — обозреватель Guardian.