О спорте без иллюзий и фанатизма.
ЧМ-2018 стремительно вошёл в историю, застолбив место самого лучшего, что и зафиксируем. Зафиксировали? А теперь поговорим об оборотной стороне спорта, о которой мало кто знает. Если кто подумал о допинге, то ошибся. Речь совсем о другом: о том, о чём не принято говорить публично, но явление это имеет место быть, и тем, кому положено, хорошо о нём знают.
Поговорим откровенно, ничуть не умаляя ни спортсменов, ни, тем более, выдающиеся достижения прошедшего футбольного праздника, а также потенциальную возможность привлечения мальчишек и девчонок к здоровому образу жизни.
Начну издалека.
Было в моей жизни два-три момента, которые заставили также два-три раза сначала задуматься, а затем понять давно известную в народе истину: всё хорошо в меру.
Первый случай.
Как-то в середине 90-х попал я в Лужники на футбольный матч «Спартак-Реал». К слову, Спартак выиграл 2:1, но я не об этом. Я о том, что с тех пор зарёкся: больше на подобные действа ни ногой. Причина проста: перед началом игры меня со всех сторон окружали более-менее нормальные люди, мгновенно превратившиеся в полудебилов, как только прозвучал стартовый свисток судьи. Кстати, если кто-то узнал себя, я не виноват...
Второй случай.
Лет двадцать назад еду за рулём и слушаю радио. Какие-то два перца ведущих рассуждают о спорте в разрезе посещаемости стадионов и поддержки наших спортсменов. И вдруг один перец с восхищением рассказывает о своём знакомом, у которого то ли отец, то ли тесть настолько выложился перед телевизором, что, когда его команда проиграла, схлопотал инфаркт и теперь то ли остался инвалидом, то ли вовсе помер. Восхищённое резюме перца: вот как надо болеть за своих!
Третий случай, он же последняя капля.
Где-то в начале нулевых задумался о смысле жизни, вообще, и о нераскрытой до конца и никем роли русского языка, в частности. Вскользь обратил внимание, что два слова «болельщик» и «болезнь» являются однокоренными, а следовательно, и семантически тождественными, то есть, несущими тождественную энергетику, причём исключительно негативную. Проверив на предмет тождества различные языки мира, в том числе и прочие славянские, убедился — во всём мире только русский язык точно идентифицирует и ставит беспощадный диагноз околоспортивным баталиям.
Впрочем, кое-где есть свой, не менее беспощадный, диагноз — fan.
А теперь новости.
Знаете ли вы, что со 2 по 12 августа идёт Чемпионат Европы по летним видам спорта, где российские спортсмены по итогам первого дня соревнований лидируют в общем зачёте? Для тех, кто ничего об этом не слышал: в программе все виды водного спорта (плавание, прыжки, гребля), велоспорт, спортивная гимнастика, лёгкая атлетика, триатлон и даже гольф.
То есть, пока мы тут отходим от восторгов и разочарований, с трудом переключаясь на внутриполитическую повестку, спортивный мир не дремлет, захватывая всё новые и новые ниши. То есть, в полку всяческих олимпиад, мировых и региональных чемпионатов, кубков, призов имени кого-то и чего-то, прибыло, причём с достаточно весомой претензией на масштаб и, скорее всего, на совсем не скромный бюджет.
Впрочем, заглядывать в карман функционерам от спорта мы, из природной деликтности, не будем, лишь подчеркнём тенденцию: по-видимому, кто-то и где-то задумал превратить нашу жизнь в сплошной нон-стоп праздник.
Спасибо, конечно, однако предлагаю задуматься: не о том, кому это выгодно явно (здесь всё достаточно прозрачно), а о том, кому это не менее выгодно неявно.
Немного побочной статистики. Коротко.
Я прекрасно понимаю, что, получив заряд положительной энергии от побед своих спортсменов, в стране могут даже увеличиться надои молока. Вполне возможно, что и Роскосмос после ЧМ-2018, воодушевившись спортивным духом наших футболистов, решил не отставать и тут же установил фантастический рекорд, сократив многократно время от старта ракеты до её стыковки с МКС. Я только «за». Однако я знаю и о другом:
- каждый раз, когда в стране намечаются крупные и престижные соревнования, кардиологи готовятся к наплыву пациентов с диагнозом, давно получившим название «футбольный инфаркт» (вспоминаем то ли тестя, то ли отца, о котором написано выше);
- после победы над голландской сборной более 200 болельщиков доставлены в кардиологическое отделение только одной 52-ой клиники Москвы с симптомом нервного срыва — это резкие перепады настроения, расстройства сердечной деятельности, а также расстройства вегетативной системы. Почти все — это молодые люди, которым нет еще и 35 лет.
А сколько там побочных и сопутствующих заболеваний, в том числе и с отложенным «эффектом», история вообще умалчивает.
И это только у нас.
А что там у них? Тоже коротко.
- за последние 20 лет только телевизионные трансляции со спортивных соревнований унесли жизни 40 тысяч человек по всему миру. Причем отмечается, что болельщиков, у которых не выдержало сердце, доставляют в больницы как при проигрыше, так и в случае победы своих спортсменов и сборных.
- победа французской сборной дважды (полуфинал и финал) спровоцировала жителей Парижа на «народные» гулянья, закончившиеся разгромленными кварталами и гибелью нескольких человек…
То, о чём не говорят вовсе.
Всё сказанное выше, несмотря на кричащую очевидность и явную причинно-следственную связь, нигде не принято широко обсуждать. Тем не менее - это лишь вершина айсберга, скрывающая в своей глубине разветвлённую паутину побочных эффектов и такую же очевидную теневую выгоду политиков, медиков (частная медицина), фармакологов, психологов и прочих околоспортивных дельцов.
Резюме. Совсем коротко.
Всё хорошо в меру.