Дело по жилью для сирот в Бурятии забрали в Москву
В Москву передали уголовное дело по жилью для детей-сирот. Теперь расследованием будет заниматься Центральный аппарат Следственного Комитета России, на контроль его взял Александр Бастрыкин лично. На сегодня по этому делу один человек находится под стражей и один оставлен под домашним арестом.
Уголовное дело изначально было возбуждено в целом по факту незаконных действий должностных лиц министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Бурятии. По версии следствия, министерство в 2015-2017 годах по результатам торгов заключило 8 государственных контрактов с рядом индивидуальных предпринимателей на приобретение 254 жилых помещений в селе Сотниково в пригородном Иволгинском районе. Это жилье должно было сформировать специализированный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все дома через республиканский ресурсный центр «Семья» были переданы получателям, однако большинство жилых помещений оказалось непригодным для проживания. Дефекты проявились практически сразу после заселения в дома, так что к тому времени, как дома пришли осмотреть следователи, плесень на стенах уже практически колосилась. Кстати сказать, новые жильцы жаловались неоднократно, вот только их никто не слышал, ведь постоять за вчерашних детдомовцев особо некому. Иски они подавали дважды: осенью 2017 и в октябре 2018 – возбуждения уголовного дела удалось добиться только со второго раза, и то лишь при активном участии депутата Госдумы Николая Будуева. А еще точнее, после его письма на имя главы СКР Бастрыкина.
«Я занимаюсь вопросом года полтора, - рассказал Николай Будуев корреспонденту ИРА «Восток-Телеинформ», - сначала мы пытались договориться с застройщиками мирно, уговаривали, он нам дважды обещал, что в течение года исправит выявленные недостатки. Но каждый раз он обманывал, в итоге я провел экспертизы по строительству, оценочные экспертизы и написал заявление на имя Бастрыкина. После этого было возбуждено уголовное дело».
Невозможное жилье
Жилье, о котором идет речь – это небольшой одноэтажный посёлок. В каждом домике здесь по 4 квартиры площадью 24 квадратных метра каждая. Хороших слов о квартирах у жильцов практически нет. Плесень на стенах и потолке, холодные помещения, температуру в которых невозможно довести до более или менее комфортной, гнилые, хотя и совсем еще новые полы, трещины в стенах, отсыревшая вентиляция, сырость под плинтусами – такие вещи не пишут в рекламных каталогах, но именно они стали основными характеристиками нового жилья. Даже двери в этих домах гнилые и открываются с трудом, а кирпичные печки начали разваливаться после первой же топки. Но гнилые полы и дырявые крыши – далеко не все. Вопросы появились и к прядомой территории. И дело даже не только в том, что она возле домов никак не благоустроена – сам поселок построен на земельном участке, который до этого занимала птицефабрика. До сих пор местные жители откапывают там птичьи кости, бетонные плиты и блоки, а в пустоты, оставшиеся от снесенных зданий фабрики, проваливались хозяйственные постройки и автомобили. Так что жилье оказалось не то чтобы мало пригодным, а откровенно опасным для жизни. Ну а если сюда добавить расположенные поблизости полигон ТБО, предприятия по производству утеплителей и газобетонов, а также коллектор для слива жидких отходов Иволгинского района и близлежащих микрорайонов Улан-Удэ, картина получится совсем уж безрадостная.
«Несмотря на то, что жилье, которое приобреталось для детей-сирот, юридически аварийным не является, по факту оно близко к этому состоянию», - отметил Будуев в своем письме. Цены на него при этом были явно завышены: на момент приемки домов стоимость одного квадратного метра благоустроенного жилья составляла 29 тысяч рублей. Дома же детей-сирот приняли по 31,5 тысяче рублей за метр. Теоретически, отмечает Николай Будуев, за эти деньги можно было купить новые благоустроенные квартиры в кварталах Улан-Удэ.
За решеткой
Производство по делу было поручено отделу по расследованию особо важных дел. Они провели «следственные действия, направленные на установление должностных лиц, причастных к совершению преступления». Всех граждан, получивших это чудовищное жилье, признали потерпевшими. А через несколько дней взяли под стражу второго человека в республиканском Минстрое – замминистра Сергея Рыбальченко. Задержали его 10 декабря, в тот же день состоялось судебное заседание, на котором рассмотрено ходатайство следователя по особо важным делам Следственного комитета России по Бурятии. Суд постановил заключить Рыбальченко под стражу на 1 месяц и 27 суток.
Чиновник не единственный, кого взяли под арест в связи с этим делом. Второе уголовное дело (сейчас оба они соединены в одно производство) возбуждено в отношении бизнесмена, построившего дома, 35-летнего Сергея Домшоева. Он обвиняется в хищении бюджетных денег, выделенных на строительство жилья. Возбуждено уголовного дело согласно ч. 4 ст. 159 УК РФ - мошенничество, совершенное в особо крупном размере, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение. Мужчине предъявлено обвинение в хищении более 195 миллионов рублей, рассказали в республиканском Следкоме. Сообщается, что бизнесмен организовал регистрацию ряда своих знакомых в качестве индивидуальных предпринимателей, а затем, фактически руководя их деятельностью, вместе с ними принял участие в торгах. По их итогам он заключил с министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия государственные контракты на строительство 254 жилых помещений.
На то, что осталось от хищений, жилье, все же, построили, но с грубым отступлением от строительных норм и правил, без авторского и строительного контроля, с удешевлением строительных и отделочных материалов. «Построенные им помещения из-за умышленно допущенных нарушений строительных норм и правил имели критические дефекты, не позволяющие их использовать для проживания. Однако, несмотря на это предприниматель передал заказчику указанные жилые помещения, построенные, как полагает следствие, только для создания видимости исполнения условий государственного контракта. Должностные лица министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, в свою очередь, подписали акты приема построенных жилых помещений, после чего на расчетные счета Домшоева и его соучастников перечислена вся сумма, предусмотренная государственным контрактом», - отметили в Следкоме.
Председателем комиссии по приемке жилья был Сергей Рыбальченко. На сегодня он взят под стражу сроком на 2 месяца, бизнесмен оставлен под домашним арестом. Как отмечают в СКР, по делу проводятся все необходимые следственные действия. Однако сиротам все это время нужно где-то жить. Этой зимой, отмечают они, мерзнуть им приходится меньше, но только потому, что зима пока что относительно теплая, но что будет дальше? И на какие деньги будет проведен ремонт их совсем еще нового жилья? Ведь на это потребуются немалые деньги – по некоторым подсчетам, до 200 тысяч рублей на одно помещение. Если умножить это не общее количество квартир, получится около 50 миллионов рублей. В общем, вопросов здесь хватает, а вот с ответами ситуация напряженная.
Марина Денисова, Улан-Удэ.