Средство против терроризма и санкций США: Россия начала принятие нового закона о банковских картах
В Государственной думе РФ в первом чтении был принят законопроект о введении в России контроля за снятием наличных средств с банковских карт, которые выпущены иностранными кредитными организациями.
Россия будет отвечать на все возможные финансовые риски
Данный законопроект должен наделить Росфинмониторинг правом проверять на территории РФ обналичивание иностранных банковских карт. При этом, разговор здесь идет только о тех кредитных организациях, которые работают в зоне «повышенного внимания».
За данной формулировкой скрываются страны с повышенной террористической активностью, контроль за которыми необходим для того, чтобы минимизировать риск финансирования террористических актов. Интересно, что данный список стран будет закрытым.
Фактически, это говорит о том, что данный механизм будет тесно связан не только с противодействием терроризму, но и с теми рисками в области геополитики, которые существуют у нашей страны в настоящее время. В частности, здесь сразу вспоминаются угрозы конгрессменов США ввести против нашей страны такие финансовые санкции, которые сделают невозможной работу в России системы SWIFT.
Под аббревиатурой SWIFT скрывается международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей, через что идут практически все безналичные расчеты в современном мире, поэтому перед нами очень серьезная угроза со стороны США.
России нужно быть готовой ко всем вариантам развития событий
Естественно, данная перспектива пока не стоит повестке дня, поскольку такие санкции в отношении России будут на практике означать полную парализацию двусторонних отношений России и США со всеми возможными негативными последствиями. При этом, раз уж подобные угрозы озвучиваются, то Москве необходимо быть готовой и к такому развитию ситуации, чтобы «не остаться у разбитого корыта».
Заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Государственной думы РФ Юрий Олейников в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил, что данный законопроект еще будет дорабатываться в низшей палате российского парламента.
«Сейчас мы будем обсуждать законопроект с экспертным сообществом. Соответственно, очень даже возможны какие-то дополнения и изменения, но я не думаю, что они будет носить кардинального характера», - констатирует Олейников.
Как заметил Юрий Павлович, данный законопроект будет выполнять функции не только противодействия терроризму, и но и купирования всех тех угроз, которые в ближайшее время могут возникнуть перед Россией во всех сферах финансового рынка.
Россия уже создала собственную платежную систему МИР
Здесь можно вспомнить и систему МИР, которая является российской платежной системой и обслуживается сейчас уже практически во всех российских банкоматах. Решение о создании национальной платежной системы было принято в июле 2014 года, а с 2015 она начала работать. И в планах правительства и государственных структур значится «связывание» МИР с платежными системами других государств.
Например, в качестве перспективных партнеров здесь называются Китай, Индия и Иран, которые также испытывают давление со стороны коллективного Запада и не прочь обезопасить себя от всех возможных рисков, которые связаны с проблемами геополитики.
«Созданием собственной платежной системы мы, естественно, усиливаем свои перспективы и страхуемся от всех возможных действий негативного характера со стороны наших партнеров, которые действительно возможны», - заключает Олейников.
Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что в данной истории действует большое количество нюансов, от которых, в конечном счете, и будет зависеть работа данного законопроекта.
России необходимо решить данную проблему
«Если разговор здесь идет о картах, которые выпущены за рубежом, то это одна история, поскольку тут сразу встает вопрос о транзакциях, т.е. о чисто технической проблеме. Как это будет делаться, и каковы будут технические особенности. Если мы говорим о контроле за снятием средств с иностранных банков, которые находятся в России, то это уже совершенно другой коленкор», - резюмирует Грибов.
Впрочем, как считает эксперт, последний вариант вряд ли возможен, поскольку данные структуры зарегистрированы по отечественному законодательству, и с точки зрения нашей правовой системы считаются российскими банками, как и любые другие.
«Что касается отключения от SWIFT, то такой вариант действительно нельзя исключать, но здесь больше политики, чем экономики. И мы видим в этом вопросе пример Ирана, в отношении которого все это уже было сделано, и яркий пример Китая, который оттачивает свою систему платежных карт, поэтому здесь Россия не придумывает ничего нового, а защищается, как и многие другие страны», - констатирует Грибов.
Павел Геннадьевич считает, что мы, в любом случае, должны провести данную работу, причем не важно, будет ли отключение России от SWIFT, или не будет. Это вопрос национальной безопасности, и эта проблема должна быть в России полностью разрешена.
«Вообще это следствие того, что глобальная экономика начинает регионализироваться, и у нее возникают значительные проблемы политического характера, а не финансового или экономического, и все эти моменты являются прямым ответом на данные вызовы», - заключает Грибов.
Так что, поиск своих аналогов SWIFT и средств по защите от иностранного финансового влияния является на сегодня веянием времени.