Немного об эгоцентрической перспективе. С дополнениями.
"Впоследствии и Константинопольскому Патриарху пришлось отказаться от унии. Но в период его пребывания в унии он успел осуществить одно важное деяние – создать в Киеве митрополию, отдельную от Московской."
Митр. Иларион
Это неправда. А правда никак не умещается в мозги московских церковников.
Правда состоит в том, что в 15 веке Кпль не делил Киевскую митрополию. Для него она по прежнему оставалась одна. Просто северная (и меньшая - 7 из 16) группа епархий оказалась в расколе. Но юрисдикция Киевского митрополита с т.зр Кпля все равно распространялась на них. Лишь провоглашение в Москве патриаршества привело к формальному разделению.
"Разделением" можно считать назначение Григория Болгарина на киевскую кафедру при живом киево-московском Ионе.
Но это произошло в 1458 году. Константинопольские патриархи к этому времени уже 4 года как снова были православными.
Альтернативно-униатский патриарх Григорий в октябре 1458 года посвятил в митрополита «Киевского, Литовского и всей нижней России» униата же Григория Болгарина.
Киевско-униатский митрополит Исидор (тоже проживавший в Италии) отказался в пользу Григория от той части «своей» митрополии, которая находилась в пределах Литовского великого княжества и Польского королевства и включала Черниговско-Брянскую, Смоленскую, Полоцкую, Туровскую, Перемышльскую, Луцкую, Владимиро-Волынскую, Холмскую и Галицкую епархии. Новая митрополия должна была называться «Киевская, Литовская и всея Руси».
Разделение? Да. Но есть нюансы.
1. Это сделал не Кплский православный патриарх, а униатский беженец в Италии. Бывший в это время Кпльским патриархом Исидор II Ксанфопул был строго православен: вместе с Геннадием Схоларием участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе, где подписал протест против унии (Kiminas, Demetrius (2009). The Ecumenical Patriarchate. Wildside Press LLC. p. 37,45).
2. Носил этот титул Григорий только два месяца – и то только в Италии. Собравшийся в дорогу Григорий был задержан в Риме, и митр. Исидор отказался в его пользу и от «московской» части общерусской митрополии. В январе 1459 г. папа известил об этом польского короля Казимира.
Следовательно, Григорий Болгарин попросту не успел попользоваться титулом митрополита «Киевского, Литовского и всей нижней России». Из Италии на Русь (в Литву) он выехал в статусе общерусского митрополита. В Литву он прибыл как глава единой митрополии. В таковом качестве и был принят в православие.
Это четко понимал московско-киевский митр. Иона, и поэтому предостерегал Новгородского епископа от контактов с Григорием Болгариным. И приводил его титул – «пришел некто Григорие именем от римскых стран на Киевскую митрополью, а зовущимся Киевскым митрополитом и всея Руськиа земля» (Публ.: Абеленцева с. 439).
Но для православных патриархов Кпля решения Исидора (тем паче отмененные им самим) не имели никакой силы. Так что никакого разделения митрополии Кпль не совершал и не признавал. А униаты Исидор с Маммой этого тоже не сделали, ибо передумали.
3. Св. кпльский патриарх Дионисий, приняв в православие Григория Болгарина, передал ему полномочия над всей Киевской митрополией, а полномочия Ионы отверг. Грамота патриарха Дионисия не предполагает изьятия подмосковных епархий из под его юрисдикции.
Физически ни патриарх, ни назначаемые им в Киев митрополиты не могли контролировать земли взбунтовавшегося московского князя и его карманного митрополита. Но канонически это все равно была одна митрополия в составе Кпльского патриархата. Было немало случаев, когда восточный патриарх не мог выехать из Кпля на свою кафедру и управлять ею. Это не означало, что его патриархат отказывал ему в титуле.
До 1589 года Кпльский патриархат НЕ РАЗДЕЛЯЛ Киевскую митрополию. То, что 7 северных епархий этой митрополии (всего их было 16) не пожелали вернуться к каноническому порядку после окончания 12 лет униатской смуты - это их бунт и грех.
Многие епархии России (включая Спб) в какие-то годы возглавлялись обновленцами. И что - теперь приходы этих епархий не должны вообще признавать православных епископов?