Синодальные сказки
http://www.patriarchia.ru/db/text/5324510.html
Эх, господа синодалы, хорошо бы помнить реальную историю.
«В современной исторической науке преобладает та точка зрения, что поставление митрополита Ионы в 1448 году не преследовало цели разрыва с Константинопольским патриархатом… Можно сделать вывод, что в источниках 1448-1453 годов нет сведений о желании московских властей и епископата установить автокефалию Русской церкви под предлогом униатства константинопольских властей» (Абеленцева О. А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви М., 2009, сс. 190 и 191).
В те годы, когда в Кпле действительно была уния (1441-1453), Москва
а) не объявляла о своей независимости
б) не заявляла, что патриархия находится в ереси.
Если бы избрание митрополита Ионы взамен униата Исидора понималась как объявление автокефалии – об этом московские власти должны были бы уведомить восточных патриархов: мол, мы теперь ваши равные братья. Но этого не произошло. Кризис мыслился как временный и остающийся в рамках одной, царьградской патриархии.
Никаких деклараций о разрыве отношений с патриархией и о навеки провозглашаемой собственной автокефалии из Москвы в годы кпльского пребывания в унии не последовало.
Самостоятельное разовое поставление митрополита вовсе не то же самое, что провозглашение автокефалии как принципа своего устроения впредь. В послании митр. Ионы киевскому князю приводятся примеры такого самостоятельного поставления киевских митрополитов – «токмо еже русских господарей с цариградскими цари негладости ради». Но те «негладости» (сегодня сказали бы – «шероховатости») ни в реальной истории, ни в толковании Ионы не приводили к отрыву от патриархии.
А вот когда Москва стала декларировать свою автокефалию - в Кпле уже снова были православные патриархи. И пришлось врать, что их никак нельзя признавать не потому, что они латиняне, а потому, что они под султаном. Когда сама РПЦ оказалась под генсеком, это не мешало ей требовать подчинения зарубежных епархий...
Главной причиной отделения стало желание тогдашнего великого князя Порошенко иметь карманного митрополита, послушно налагающего анафемы на врагов княза и столь же послушно прощающего князю его грехи и клятвопреступления.