Сами виноваты: Поведение студентов-ингушей из РГГРУ довело их до скандала
Недавнее сообщение о задержании студентов Российского государственного геологоразведочного университета (РГГРУ) наделало много шума. Российскому обществу вновь напомнили о том, что тема межнациональных отношений в высших учебных заведениях и вне их не исчезла, а время от времени вспыхивает вновь. На этот раз в эпицентре скандала оказались проживающие в общежитии университета выходцы из Ингушетии. Накануне здесь прошли обыски и задержания: «поработали» бойцы Росгвардии и ФСБ. У ингушских студентов нашли травматические пистолеты, у некоторых - лёгкие наркотики. Сегодня большинство задержанных уже выпущены. Вуз занял глухую оборону и ничего не комментирует, а заодно запрещает всем студентам общаться со СМИ на скользкую тему.
В геологоразведочном университете делают хорошую мину при плохой игре. Однако обозревателю Царьграда с трудом, но удалось разговорить несколько человек, которые и рассказали, что же случилось.
Фото: www.globallookpress.com
Общежитие геологоразведчиков – приказано молчать
«Общага» РГГРУ находится на улице Академика Волгина на юго-западе Москвы. Студенческая улица плавно примыкает к нескольким другим институтам, в частности, к Университету дружбы народов и огромному кампусу, который растянулся на три километра вокруг. Общежитие будущих геологов и разведчиков российских и зарубежных недр представляет собой типичную брежневскую башню времен позднего СССР. От выхода здания до дверей РГГРУ идти меньше пяти минут.
Каких-либо следов спецоперации не видно. Проход в «общагу» осуществляется строго по пропускам. Для того чтобы войти внутрь, надо преодолеть узкие вертушки в полный человеческий рост. Всё как при входе на стадион перед футбольным матчем: чужому не попасть, вдвоём по одной карте не втиснуться, даже очень щуплым студентам или студенткам. Пропуска проверяют здоровые молодые охранники. Никаких комментариев они не дают категорически.
Обращайтесь в университет, может, там что-то скажут,
- неохотно отвечают они.
Обозреватель Царьграда полчаса на морозе ждал студентов, которых пытался расспросить: что же произошло в общежитии накануне, когда арестовывали студентов из Ингушетии. Однако молодые ребята и девушки разных национальностей категорически отказывались разговаривать, когда слышали вопрос «про это».
Не знаю, что произошло вчера,
- отнекивается парень в очках.
А я вчера спала, ничего не видела и не слышала,
- бросает на ходу студентка.
Не знаем, ничего мы не знаем, всё у нас вроде бы хорошо,
- смеясь, пробегают мимо журналиста ещё две студентки.
«Вам что, приказали всем молчать?» - задаю вопрос ещё одному молодому парню. «Эмммм, ну это, да, то есть нет», - улыбается один из опрашиваемых в ответ.
На пятнадцатом студенте становится понятно, что никто ничего говорить у общежития не будет. Студент нынче пошёл не тот, где те бунтари, которым всё нипочём, которые за правду, хотя бы и анонимно!
За время этого «соцопроса» встретились студенты разных национальностей. В основном, конечно, русские, но много и жителей среднеазиатских регионов, арабов, африканцев. Все лёгкие, беззаботные, пока не сталкиваются с вопросами.
«Да здесь тебе никто ничего не скажет, - всё-таки находится один студент, с которым разговорились чуть поодаль. – Руководство универа и общежития всем дало команду не в свои дела не лезть, ничего не комментировать, поскольку тут темы межнациональных отношений боятся как огня. А задержали вчера действительно в основном ингушей, а также пару дагестанцев и нескольких русских. По какой причине? Догадайтесь сами – ребята стали наглеть уже на протяжении нескольких месяцев и вроде бы обидели громко не того, кого им надо было. Вчера всех мордой в пол и в автозаки погрузили. Но никаких не 400 человек, как пресса раструбила, а человек 20-30».
Собеседник Царьграда показывает на нескольких крепких бородатых парней – это те, кого задерживали 17 декабря. Однако некоторых из них сегодня видели на занятиях.
Фото: www.globallookpress.com
В РГГРУ приехал полпред Республики Игушетия
В самом университете царит обычная атмосфера. Вроде бы обычная, но небольшое напряжение ощущается. Охрана на входе неохотно разговаривает об инциденте. На просьбу дать контактное лицо, с которым можно поговорить, отсылают к телефонному справочнику на входе и старому кнопочному телефону. Кому звонить – непонятно. В приёмной исполняющего обязанности ректора никто трубку не берёт. Проходивший мимо студент делится контактом некоей Светланы Ивановны, «которая отвечает за общение с прессой». «Светлана Ивановна» скороговоркой отвечает, что вся информация по инциденту на сайте, и ссылается на большую загруженность.
Но где наша не пропадала! Разговорился с юношей с модной прической. Себя назвать отказался, говорит, что родом из южной Украины, и как раз в его области ввели военное положение – «зачем мне сейчас светиться?». О межнациональных отношениях в РГГРУ говорит не очень охотно. «Пока я жил в Украине, о таких отношениях даже не слышал. Сюда приехал – увидел, что это такое. Но меня это не касается, я ни с кем не ссорюсь, моё дело учеба».
Юноша говорит, что слегка обескуражен бытовым уровнем обучения в Москве. Показывает четвёртый этаж университета, отмечая, что все остальные не такие ухоженные, аппаратура и места для обучения не совсем современные. Говорит, что живет в общежитии, как и все иногородние, а вчерашний рейд правоохранителей был явно профилактическим. «Говорят, два года назад здесь было что-то похожее, а недавно полиция делала рейд по «Лумумбе» (Университету дружбы народов). Конечно, неприятно такое видеть, не все к этому могут привыкнуть».
Пока мы разговаривали, на информационном табло в холле главного здания РГГРУ появилась надпись о том, что в 14:40 в аудитории номер 4 пройдёт встреча студентов с представителем правительства Ингушетии. На входе в аудиторию стояли охранники. Вход только по студенческим билетам и в основном для представителей диаспоры, пояснили они. Значит, всё-таки что-то было.
«Да было, было, конечно», – разговорились в студенческом кафе со студентом третьего курса. Своё имя он тоже не называет, хотя москвич и местом в общежитии не рискует. «Да застращали тут всех – молчите, иначе на родину быстро уедете», - поясняет он.
По словам студента, «проблема ингушей» здесь, да и вообще в вузах, существует. «С ними и дагестанцами традиционно непорядок. Как только собирается в одном месте приличная масса народа из одной республики, начинаются проблемы. Раньше, мне рассказывали, отличались чеченцы, но сейчас они себя ведут очень спокойно. Чуть что, из Грозного звонят от Кадырова, и все конфликты утихают. А у ингушей нет такого, чтобы они сразу послушались.
Спрашиваю, какие проблемы есть в общежитии? Отвечает – вопиющих, чтобы беспредел был, разбой или чего похуже, нет. Но ингуши селятся кучно и вместе, живут обособленными кланами, ведут себя довольно заносчиво, с девушками не церемонятся. «Посмотри на наших студентиков – ходят такие, субтильные. Причесочки, подворотики, косички на головах. И сравни с ингушами – крепкие, «на спорте», никакого инфантилизма, чуть что, сразу в агрессию идут. Потому и проблемы возникают в общагах», - поделился своим мнением молодой человек.
Ингушей наказали, чтобы другим было неповадно
Обозреватель Царьграда пообщался также с представителем Росгвардии, который задерживал ингушских студентов накануне. Наш собеседник также не назвал себя. По его словам, ингушская диаспора именно в этом вузе «давно нарывалась и не очень корректно себя вела».
«На самом деле, за ситуацией с межнациональными отношениями правоохранители, руководство вузов и диаспор следят давно, стараясь не допускать ситуаций, какие были в России ещё лет пять назад. Вопросы к ректорам всё равно остаются – непонятно, а точнее, понятно, откуда в вузах появляются большие сплочённые диаспоры. Есть вопросы и к тому, как обучаются некоторые из таких студентов – многие имеют хорошие оценки, но в аудиториях их видят куда реже остальных. В РГГРУ давно поступали сигналы, что ребятки из Ингушетии себя ведут нагло, устанавливают свои порядки, запугивают студентов и студенток, ходят с оружием. После того как недавно рядом с вузом произошёл опасный конфликт с применением пистолетов, было принято решение действовать жёстко и чётко. Что вчера и произошло», - пояснил росгвардеец.
Он соглашается, что в инциденте с пистолетами было задействовано всего несколько человек. Всех остальных накануне, а это примерно 40 человек, проверили по антитеррористическим базам, изъяли травматы, кое у кого нашли «травку». По сути, диаспору предупредили, что вести себя надо прилично. «Этого, как правило, хватает на несколько месяцев», - добавил собеседник Царьграда.
«Будем надеяться, что сегодня полномочный представитель Республики Ингушетия постарается всё ребятам правильно объяснить, чтобы дальше подобного не случалось. Это даст возможность разрядить ситуацию и на какое-то время в общежитии и университете будет всё спокойно. Но насколько это долго продлится, сказать не возьмусь», - резюмировал правоохранитель.