ФСБ пришла за членкором Академии наук
Вечером 30 октября СМИ сообщили о задержании директора Физического института имени П. Н. Лебедева (ФИАН) РАН, члена-корреспондента РАН Николая Колачевского.
Источник "Интерфакса" говорил о хищении. Источник РБК уточнял, что следственные действия связаны с завышением цен по госконтрактам. "В ФИАН проводились обыски — в бухгалтерии и в договорном отделе. Директор в течение дня был под наблюдением сотрудников ФСБ, потом его посадили в машину и повезли домой на обыск", - сказала "Интерфаксу" помощник директора ФИАН Наталья Тарасенко.
До Колачевского дозвонилась Газета.Ру, которой директор ФИАН пояснил: "Это были нормальные «маски-шоу», ворвались в бронежилетах, с автоматами". Более развёрнутый комментарий Колачевский дал порталу "Научная Россия": группа людей (в масках и с автоматами) схватила его у подъезда, когда он выходил с мусорным ведром. Отвезли в институт и на протяжении шести часов беседовали. Затем вежливо попросили проехать домой для проведения обысков там. "Здесь сотрудники предъявили ордер на обыск, где было написано, что меня подозревают в пособничестве контрабанде оптических элементов. Обыск был посвящён поиску этих оптических элементов, что отмечено в протоколе обыска", - рассказал Колачевский.
31 октября выяснилось, что следаки пока отпустили директора Физического института РАН под подписку о невыезде. "Вчера целый день были мероприятия, в 22:00 отвезли в Следственный комитет. Объявили фактически о том, что мы находимся под подпиской о невыезде. Статус у нас пока не определённый — то ли свидетели, то ли обвиняемые, то ли причастные к делу. Сегодня в 19:00 допрос в Следственном комитете", - поведал он корреспонденту ТАСС.
"Интерфаксу" Колачевский сообщил, что в мероприятиях в ФИАНе участвовали три десятка человек: "Пара автобусов автоматчиков". Он утверждает, что вопросы возникли к ООО "Триоптикс" (занимается "научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук; руководитель и бенефициар - некая Ольга Канорская), которое арендует помещения в ФИАН. "Как я понял из ордера на обыск, камнем преткновения явилась поставка фирмой «Триоптикс» в Германию двух оптических окошек... Мне сложно оценить, насколько большую угрозу безопасности России могут нанести эти две стекляшки, однако то, что происходило вчера в институте, несомненно, вызвало широчайший резонанс как в России, так и по всему миру и явно не в нашу пользу... Сегодня имиджу института, столь бережно сохраняемого сотрудниками, нанесён огромный ущерб. Кабинет-музей директора, в котором работали такие выдающиеся учёные-директора, как академики Скобельцын, Басов, Келдыш, Крохин и Месяц, был впервые в истории перевёрнут вверх дном «вежливыми людьми» в целях «отыскания и изъятия предметов, ценностей и информации, добытых преступным путём»... Через неделю в РАН состоятся выборы новых членов, и ФИАН традиционно предоставляет помещения для процедуры проведения выборов в Отделение физических наук Академии. Не хотелось увязывать эти два события — но научная общественность уже сама пришла к выводу... С другой стороны, удивляться особо нечему, всё вполне укладывается в сценарий «охоты на ведьм», с каждым годом набирающей обороты. Логический переход от «кошмарения бизнеса» к «кошмарению науки»", - возмущается Колачевский.
Экая прыть! Только-только заинтересовались органы, и сразу привычные мантры об "охоте на ведьм, с каждым годом набирающей обороты". Дело о контрабанде оптических элементов = "кошмарение науки".
Подобная риторика нарастает как снежный ком. Вот уже "Эхо Москвы" голосит о наличии у Колачевского жены и годовалой дочери, которым пришлось пережить обыск. А Business FM делает характерные обобщения: "Известно, что дело учёного ведет ФСБ. Впрочем, об этом деле стоит говорить в свете других. Последние годы, а особенно месяцы, всё чаще под арест попадают представители интеллектуальной элиты. Учёные, режиссёры. Только в этом году: арестован зампред Сибирского отделения РАН Иван Благодырь, под домашним арестом бывшие руководители новосибирской клиники Мешалкина, дело Кирилла Серебренникова, и так далее. И всё это так называемые «хозяйственные дела». Мы не можем утверждать, что такие люди, попавшие под арест, не допустили какие-то нарушения. В конце концов, они не бухгалтеры, их главное дело — наука и искусство. Но они, конечно, ставят подписи на документах. И даже если действительно они что-то нарушили, то нужно всегда задать вопрос: с какой целью? И, может быть, сначала стоит разобраться, прежде чем надевать наручники?". Знакомая песня.
"Об этом как-то с такой устрашающей частотой мы слышим, и возникает вопрос, а что, это действительно так? Или здесь некая тенденция, которая проводится в жизни в силу каких-нибудь, может, иных причин. И такое впечатление, что в значительной мере это не то что на пустом месте, а в силу возможного толкования ныне существующих правил, законов, инструкций", - комментирует BFM ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. Член совета Общества научных работников Андрей Цатурян: "Сами условия, в которых оказывается директор научного института, они совершенно чудовищные, именно в связи с огромным количеством сложных правил, законов".
Николаю Николаевичу Колачевскому 47 лет. Уроженец подмосковного г. Долгопрудный, окончил факультет общей и прикладной физики МФТИ, доктор физико-математических наук. Специалист в области прецизионной лазерной спектроскопии, рентгеновской, нелинейной и квантовой оптики, лазерного охлаждения. С 1997 года работает в Физическом институте имени П. Н. Лебедева РАН. В 2011-м избран членом-корреспондентом РАН, в 2015 году - директором ФИАН. Профессор кафедры № 78 Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ".