Матвиенко, Мурашко и Ракова поспорили о месте частных клиник в системе ОМС
Vademecum первым обратил внимание на жалобы пациентов в соцсетях еще в начале февраля. В ГК «Медси» подтвердили отсутствие объемов профильной медпомощи по ОМС на 2020 год, а в АО «Медицина» воздержались от комментариев, хотя в колл-центре клиники прямо посоветовали обращаться в медучреждения Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ).
В ведомстве поспешили заверить, что для АО «Медицина» объем финансирования «на эту медицинскую помощь» сохраняется: «Пациенты могут получать помощь в этих клиниках по наиболее востребованным видам, таким как лучевая терапия, ПЭТ-диагностика, химиотерапия». Про ГК «Медси» было сказано, что она не участвует в столичной программе госгарантий (подробнее об этом можно прочитать здесь).
Эту проблему на заседании оргкомитета IV Форума социальных инноваций затронула и Валентина Матвиенко, отвечая на высказывание Михаила Мурашко о «балансе между государственным и частным здравоохранением».
«Не хочу никого рекламировать. <…> Но если клиника получила международное признание, получила сертификат, народ туда ломится, а им выделили вот такие объемы ОМС. Вы считаете, что в госбольницах все гораздо лучше? Я знаю проблемы частных медучреждений. Я задаю вопрос: что надо дополнительно сделать, чтобы получить новые качественные частные инвестиции в здравоохранении?» – спросила она собравшихся, судя по всему, имея в виду АО «Медицина».
Анастасия Ракова заявила, что объем средств, выделенных «этой клинике», в прошлом году вырос, просто «объемы, которые хочет сделать эта клиника, не адекватны финансовым возможностям фонда».
«Но уровень [финансирования] сохранен. <…> А нужны ли нам везде частные инвестиции в здравоохранение без понимания их последующей роли на рынке?» – задалась вопросом Ракова.
«При таком сопротивлении частные инвестиции никогда не пойдут», – заключила Валентина Матвиенко.
«Какое сопротивление?» – не согласился Михаил Мурашко, вспомнив о том, что доля частных клиник в общем количестве организаций, реализующих программу госгарантий, достигает уже 30%. При этом он не уточнил, что в денежном выражении этот показатель значительно ниже – в последний раз такие данные Минздрав раскрывал в 2016 году, и тогда речь шла о 18,2 млрд рублей (2,5% от общего объема программы госгарантий).
Мурашко уверен, что нужно пересматривать «форматы лицензирования», для того чтобы избежать «фрагментарности при оказании медпомощи». По его мнению, частные клиники должны быть способны оказывать медпомощь пациентам с сочетанными заболеваниями – спектр услуг должен быть широким и на должном уровне обеспечена безопасность, а инфраструктура – «соответствовать требованиям».
«Мы сталкиваемся иногда сегодня с тем, что частный инвестор предлагает вложение средств не всегда там, где это действительно востребовано населением. И потом, были такие примеры, когда мы видели, что, к сожалению, проект даже при участии ОМС «не взлетает». <…> Есть те проекты, которые однозначно хорошо интегрировались в систему – инвестиционные проекты в онкологии по диагностике, которые реально сократили расходы бюджета и позволили дать эффект», – заметил он.
По словам Валентины Мативенко, без конкурентной среды в сфере здравоохранения не будет расти и качество медпомощи: «Отпустите граждан, не регулируйте, гражданин сам пойдет туда, где он получит качественную помощь. И все неэффективные места сами по себе умрут. У нас есть закон. Какое вы имеете право регулировать, куда идти гражданину с полисом обязательного медицинского страхования, за который он сам платит?»