Исторический бал с танцами XIX века прошёл в Москве
Анастасия Шкитина, корреспондент: «Вальс ярких платьев, звуки мазурки и кадрили. Но это не съемки исторического фильма, а настоящий бал. Правда, не современный. Танцоры исполняют танцы начала XIX века. Кажется, вот-вот в зале покажутся Наташа Ростова и Андрей Болконский».
Точно так же, как для героев Толстого, судьбоносным бал стал для четы Никишиных. Он преподаватель танцев, она учитель английского.
Но пересеклись их интересы, а потом и жизни в вальсе.
Илья и Виктория Никишины, участники исторического бала: « - У нас не было конкретной эпохи. У меня было платье в стиле модерн, а танцы мы танцевали из разных эпох, гости были не подготовленные, поэтому танцы были несложные из разных эпох.
- И мы продолжаем… танцевать по жизни».
Но чтобы танцевать по жизни уверенно и на протяжении всего бала, необходимо знать ключевые фигуры полонеза, кадрили, мазурки и, конечно, вальса.
Хотя еще в конце XVIII века этот танец считался непристойным и даже унижающим достоинство женщины. Но сегодня на улице XX век. И вальсировать умеют далеко не все, только уже потому, что место «вульгарного» танца заняли другие движения. Впрочем, по словам исполнителей, выучить фигуры несложно.
Елена Подвигина, участница исторического бала: «Сложнее всего подстраиваться под партнера незнакомого. Когда приходишь на бал – это всегда интрига – ты не знаешь, с кем ты будешь танцевать, как тебя поведет тот или иной партнер. Но с опытом приходит это умение».
Поэтому на репетиции исполнители исторических танцев ходят как минимум дважды в неделю. «Только тогда, – уверяют они, – ноги сами заскользят по паркету».
«И следующее движение, которое мы сделаем – это «голубцы». Мы подпрыгнем на одной ножке и потом сделаем 2 шага».
Но исторические танцы – это не просто повторение фигур и разучивание движений. Это почти точное воссоздание той эпохи. И главную скрипку в этом играет наряд.
Анастасия Шкитина, корреспондент: «Вот эта гардеробная – настоящая мечта любой девушки. И не просто потому, что здесь много нарядов, а потому, что они из разных эпох: это начало XIX столетия, середина, а вот это платье – нынешнее время, XXI век. Вместе их можно встретить только на вешалках, потому что на балу особый дресс-код, характеризующий эпоху».
Лидия Спиридонова, руководитель студии бальных танцев «Балансе»: «Бал был посвящен эпохе модерн, мы танцевали, читали стихи поэтов Серебряного века: Маяковского, Есенина. И один кавалер пришел на бал и сказал, что, наконец-то, сшил фрак такой, какой нужно. И надел чулочки и фрак в стиле ампир».
Таким образом, ошибся примерно на сто лет. Поэтому вечер пришлось прервать. И чтобы «сбегать» с бала не пришлось, танцоры тщательно подбирают наряд.
Такой гардероб – удовольствие не из дешевых, шутят дамы. Выручает обмен и прокат.
Лидия Спиридонова, руководитель студии бальных танцев «Балансе»: «Мне все нравятся, я не могу выбрать. Конечно, пышные платья – это очень эффектно. Они подчеркивают талию, фигуру. Ампир очень нежный. Он такой возвышенный, нежный. Действительно, как первый бал Наташи Ростовой».
Это завышенная талия, подобно римским столам, глубокий вырез и рукава-фонарики, которые подчеркивают плечи. Такими легкими, струящимися наряды стали сразу после Великой французской революции. Из женской моды исчез корсет. На его смену пришли так называемые туники из легких тканей, которые часто надевали влажными, чтобы подчеркнуть фигуру. Танцоры «подгоняют» наряд под себя до мельчайшей детали, иногда перешивая готовое платье полностью.
Людмила и Владимир Меркуловы, участники исторического бала: «- Здесь переделывалась юбка, шились заново фонарики, абсолютно заново, вставлялась молния, менялась подкладка, потому что она некомфортная для тела.
– В общем, верхняя часть от старого платья осталась. Ну, не от старого, а от другого. Берутся новые вещи, убираются определенные детали, и к ним пришивается все остальное».
Александр Макаров воссоздает собирательный образ кавалера и путешествует во времени.
Александр Макаров, участник исторического бала: «Мужская мода, к счастью, менялась не так быстро, как женская. В XIX веке в женской моде несколько стилей было. В мужской это не так часто менялось, поэтому, в принципе, вчера был романтизм, сегодня ампир, в конце ноября вообще будет барокко-рококо. Это XVIII век, вообще, другое».
Аристократические танцы исполняют под живую музыку в особняке 18-го века. Роскошный зал с мраморными колоннами и античными барельефами – это памятник классической московской архитектуры.
Но усадьба Барышникова примечательна не только этим. В ее стенах родилась комедия «Горе от ума». В 1820-ых писатель и драматург Александр Грибоедов гостил в особняке около года, где и написал ставшее классикой произведение. Поэтому залы здания помнят дух аристократов. Повторить поведение русской интеллигенции пытаются и участники исторического бала.
Светлана Селькова, участница исторического бала: «Невероятные манеры поведения на балу, галантность кавалеров – все это приятно, позволяет чувствовать себя принцессой, девушкой даже в XXI веке, что сейчас очень редко можно …»
Увидеть и уж тем более почувствовать на себе. Именно поэтому на балы приходит все больше дам и кавалеров.
Исполнители исторических танцев признаются, что бал – это погружение в особую атмосферу и непривычную реальность. Если и уходить от шума и быстрого ритма жизни мегаполиса, то в красивую историческую сказку.
Анастасия Шкитина, Владимир Брагин, «ТВ БРИКС».