Анна Яковлева (Иванова): «В войну зверствовали клопы, блохи и вши»
Отца Ивана Ивановича Иванова провожала на фронт моя мама Евдокия Александровна Филиппова. Рано утром она посадила его на поезд, пассажирских вагонов тогда уже не хватало, поэтому он ехал в вагоне вместе с лошадьми. Отец ушел на войну, когда мне было 8,5 лет, а моему брату Юре был 1 год. Он пропал без вести 5 августа 1941 года.
В Лекаревке была школа-четырехлетка, которая работала и в годы войны. Отопление в ней было печное. Когда топилась печь, школьники сидели в тепле, когда она остывала, то ученики занимались на уроках в фуфайках. Я окончила 3 класса. Учителями в лекаревской школе работали приезжие: Татьяна Федоровна и Вера Яковлевна.
В нашей избе во время войны жило пять эвакуированных из Москвы и нас четверо: бабка, мама, я и брат Юра. Спали на паласах, на печке. Было много клопов, блох и вшей. Говорят, что вши появлялись от голода. В военные и послевоенные годы их было очень много. Они изводили нас по ночам.
Мы держали корову, но молока она давала мало. Кушать было нечего, из картофельных кожурок мама сварит кашу и молоком зальет. Ели ее с голоду, а самих тошнило. Лебеду собирали около поля мешками: помоешь, изрубишь тяпкой и на лепешки. Еще из лебеды пекли хлеб. Ее вначале тоже собирали в мешок, потом мешок колотили палкой, чтобы лебеда измельчилась. А уже потом из нее выпекали хлебушек. Это делали мы, дети. Летом орехи собирали, ели свежие и полмешка орехов оставляли на зиму.
Печь топили редко, обогревались от каленки (так называли маленькую печку). На ней же и готовили картошку, нарежем кружочками, сверху положим на каленку. Было вкусно…
Анна Яковлева (справа) со своей родственницей Анастасией.
Мы все работали. Солому собирали в омет, после комбайна колоски ржи собирали, бабы снопы молотят, а дети снопы подкладывали, хорошо и быстро складывали. Моя мать Евдокия Александровна Иванова (Филиппова) трудилась в бригаде, куда пошлют – там и работают. Я после войны овец пасла, на курятнике работала, трудилась и дояркой. В группе насчитывалось 20 коров, но не все были дойные. Доили коров тогда вручную. После дойки болели руки, спина... Тяжелые были послевоенные годы, трудные. Люди, прошедшие такие суровые жизненные испытания, сделаны из кремня. Им не страшен ни кризис, ни падения курса рубля, ни коронавирус.
Фото послевоенных годов: муж Анны Яковлевой со своей мамой и детьми.
Людмила Павлова, Наиля Семичева, члены Таптыковского краеведческого общества.