«Происходящее в Америке – как сводки боевых действий». Чемпион ОИ Малахов – о коронавирусе в США , Капризове и НХЛ
Пандемия коронавируса охватила весь мир, наибольшее количество заболевших на данный момент зафиксировано в США — больше полумиллиона человек. Во всех штатах введены карантинные меры, а весь спорт поставлен на паузу. В Северной Америке по-прежнему живет много россиян, в том числе бывших хоккеистов. Владимир Малахов, член Тройного золотого клуба (выиграл Олимпиаду, ЧМ и Кубок Стэнли) давно обосновался во Флориде и уже на протяжении месяца соблюдает режим самоизоляции. Один из самых великих русских защитников в последние годы работает тренером по развитию в «Айлендерс», а также является селекционером сборной России. Однако сейчас вся работа поставлена на паузу.
«Сын потерял в США работу и получил пособие 650 долларов в неделю»
— Как проходит ваш карантин?— Нахожусь у себя дома во Флориде. 15 марта я вернулся из Москвы и с тех пор нахожусь на самоизоляции. Первые две недели у меня был обязательный строгий карантин, но сейчас, в принципе, ничего не изменилось.
— Не слишком скучаете?— Да нормально. Как будто бы мы на длинных сборах (смеется). Но вообще, конечно, скучновато. Пытаюсь найти себе какие-то занятия.
— Какая обстановка во Флориде?— В нашем городе все закрыто. Пляжи закрыты. Можно купаться, но сразу уходить домой. На набережной люди гуляют, но соблюдают дистанцию. Народу не так много, неделю назад было гораздо больше. С каждым днем увеличивается число заболевших, и, видимо, люди понимают, что надо сидеть дома. Пару недель назад у меня создалось впечатление, что все вдруг начали заниматься спортом. Сейчас спортсменов намного меньше. Я на улицу выхожу только на прогулку с собакой и в магазин.
— Спортом занимаетесь?— Стою дома в планке. У меня пять заходов по две минуты. Плюс купил себе сетку, отрабатываю удары в гольфе. Хоть какая-то физическая активность.
— В России многие люди не верят в угрозу коронавируса и не соблюдают режим самоизоляции. Есть ли в Америке те, кто считает происходящее теорией мирового заговора?— Людям, которые не верят в угрозу вируса, я бы посоветовал почитать и посмотреть в интернете, как протекает эта болезнь. У меня двое знакомых в Москве перенесли коронавирус, болезнь протекала очень тяжело. Мой друг рассказал, что у него отмерло четыре слоя в легких.
— Ох.— Да. Люди не верят, а потом поздно будет. Понимаю, что пишут о том, что люди в легкой форме болеют. Да, такая вероятность есть. Но зачем рисковать, если ты можешь умереть? Сначала говорили, что умирают только старые, но сейчас мы видим, что и молодой организм не справляется с болезнью. К сожалению, многие не осознают всю серьезность ситуации. Понятно, что никто не хочет сидеть дома, это тяжело. Но надо хоть что-то делать, чтобы помочь в борьбе с пандемией.
— Есть ли у вас знакомые в Нью-Йорке, где творится настоящий ад?— Знакомых нет, но я каждое утро включаю американский канал и смотрю, что происходит в стране. Знаете, такое ощущение, что это сводки с боевых действий. В Нью-Йорке ужасная ситуация. Сейчас уже в Луизиане и в Чикаго обстановка стала ухудшаться. Трамп на днях впервые в истории страны ввел режим крупного бедствия в 50 штатах. Чрезвычайного положения как такого нет, но что-то близкое. На улицу ты можешь выйти, но там очень мало машин и людей. Во Флориде негласный комендантский час с десяти вечера до пяти утра. В продуктовых все соблюдают дистанцию, внутрь запускают только по пять человек. Сегодня с утра ходили с супругой в магазин, приехали к открытию, так еще простояли в очереди на вход минут 20. Вокруг все в масках и перчатках. Все это не нравится. Ну а что делать? Другого выхода нет.
— В России людей больше заботят последствия коронавируса. Многие уже потеряли работу, малый и средний бизнес на грани смерти. Какая ситуация в США, и достаточна ли поддержка от государства? — Знакомых у меня тут не так много, да и бизнесом никто из близких друзей не занимается, так что тут мне трудно рассуждать. Я от Трампа пока ничего не получил (смеется). Но там все тоже непросто: смотрят на твой доход за прошлый год. Те, у кого он высокий, не получат деньги от государства. Сейчас люди, которые потеряли работу, могут зайти на сайт правительства и заполнить заявку. Но сайт все время висит, потому что желающих много, а заполнять можно только по интернету. Моему старшему сыну, который живет в другом штате, удалось получить пособие 650 долларов в неделю. Он по профессии летчик-инструктор, их школа закрылась, и сын потерял работу. В месяц выходит 2600 долларов, на эти деньги вполне можно жить.
«Мне кажется, что сезон в НХЛ отменят»
— Пауза в сезоне НХЛ длится уже больше месяца, и все чаще допускается, что он доигран не будет. Какое развитие событий вероятнее всего?— Ситуация не очень хорошая. Самоизоляция введена до 30 апреля, но, думаю, ее продлят дальше. Ученые считают, что в стране должен сначала наступить пик, затем наступает стагнация, а только потом количество заболевших уменьшается. В Америке пока только рост. НХЛ хочет доиграть сезон, потому что клубы и лига теряют большие деньги. Игрокам из чего-то же нужно платить зарплату, хотя 15 апреля будет последняя выплата. Но все равно был месяц простоя. Плюс в плей-офф команды зарабатывали очень много на билетах. Правда, я не представляю, когда они сейчас успеют доиграть сезон. Тренировочные лагеря открываются в сентябре, в октябре уже стартует чемпионат. Играть плей-офф в июле… Опять же, нет гарантий, что к середине лета все нормализуется. Читал тут в российской прессе, что в Италии могут запретить проводить футбольные матчи со зрителями до 2021 года.
Понятно, что есть спонсоры, но продажа билетов — это немалая часть дохода клубов. Да и я был в Москве на последнем матче «Спартака» и «Динамо», который проходил без зрителей. Это было, конечно, ужасно. Лучше, по-моему, играть на тренировочной коробке без трибун, потому что выглядит кошмарно. Хоккейного духа не было, такое впечатление, что товарищеская игра, а не встреча плей-офф. Читал, что у НХЛ есть вариант проведения сезона в Северной Дакоте. Но не знаю, как получится. Плей-офф такое дело — родные стены ведь помогают.
— Плюс нужен тренировочный лагерь.— Да, думаю, что недельный сбор устроят. Находясь дома, ты не можешь тренироваться в полную силу. Те, у кого есть частные дома, в более выгодном положении, у них могут быть свои тренажерные залы. Ребята, живущие в многоквартирных домах, могут заниматься только дома, ведь все спортзалы закрыты. Бегать тоже негде. Но мне кажется, что все-таки сезон отменят. Понятно, что лига до последнего не будет об этом говорить. Однако чем дальше откладывать, тем сложнее будет вписать оставшиеся матчи в календарь, не двигая следующий сезон сильно вперед. Вы поймите, что такого никогда не было. Да, сто лет назад была испанка, но тогда и команд было меньше, и мир был другим.
— Ваша работа в «Айлендерс» на время пандемии приостановилась?— Да, все остановилось. Хоккея же нет, некого просматривать. Неделю назад у нас была онлайн-конференция с сотрудниками клуба. Генеральный менеджер спрашивал, как у нас дела, есть ли проблемы, все ли здоровы. Такой жест со стороны руководителя был приятен. Переживают не только за игроков, но и за обычных сотрудников клубов. На этой неделе у нас опять будет встреча в онлайн-режиме.
— Как сейчас клуб будет готовится к драфту, ведь отменили личные собеседования и драфт комбайн?— Пока рано говорить, но знаю, что саму церемонию драфта отменили, все пройдет в интернете. Неизвестно, когда это будет, непонятно, как распределять места на драфте, ведь сезон не закончен. Там же занятое место по итогам регулярного чемпионата влияло на позицию на драфте.
«Капризов доминировал в КХЛ, но это не говорит о том, что в Америке он заиграет»
— В чем заключалась ваша работа до коронавируса?— Я в основном работал по России, проводил там много времени. Во время сезона месяц был дома, а потом летел в Москву на 2-3 недели. Фактически на две страны жил. Смотрел много хоккей, давал оценку игрокам. Очень интересно. Как-то говорил уже в интервью, что раньше меня осматривали, а теперь я так делаю.
— Вы больше обращали внимание на свободных агентов, молодых игроков, выходящих на драфт, или проспектов «Айлендерс»?— На наших проспектов: Илью Сорокина и Анатолия Голышева. В основном смотрел за ними. Для себя и других ребят просматривал. Ко мне могли обратиться с вопросом, что я думаю по тому или другому игроку.
— На ваш взгляд, способен ли Сорокин в следующем сезоне повторить путь Игоря Шестеркина?— Насчет первого номера «Айлендерс» я не уверен. Все-таки у Варламова больше опыта в НХЛ. Игра в КХЛ и НХЛ очень сильно отличается, много различий в правилах, касающихся вратарей. С Ильей я на эту тему разговаривал. Хотелось бы, чтобы он сразу заиграл. Но думаю, что у него год-два уйдет на адаптацию к этому хоккею. Шестеркин не сразу начал играть в «Рейнджерс», а сначала выступал в АХЛ. В фарм-клубе он обтесался. Игорю нужно отдать должное, он молодец, быстро освоился. Так сложилось, что здорово играл зимой, потом случилась авария, а затем и сезон остановился. Так-то шансы у него были хорошие.
Думаю, у Сорокина все получится. Он вратарь с опытом. Считаю, что Илья перерос КХЛ, мог уезжать еще года два назад. Тогда был действующий контракт с ЦСКА, который он решил отработать до конца. Но сейчас он готов к новой вершине. Прочитал тут интервью Голдобина, что никому не надо верить. Мне было немного смешно это читать, потому что в НХЛ никто никому ничего не должен. Мне кажется, Николай что-то неправильно понял. В основной состав ты можешь пробиться, только доказав, что сильнее конкурентов. В этом виноваты не главный тренер и не генеральный менеджер, а сам игрок что-то упустил в своей подготовке. Это мое мнение. Могу ошибаться, так как не знаю всех подводных камней.
— В начале 90-х вместе с вами уезжало в НХЛ огромное количество россиян. Вам не кажется, что в последние два года ситуация повторяется?— Да, много ребят уезжает, но не все попадают в основной состав. Мечта любого спортсмена попробовать свои силы в лучшей лиге мира. Это как в футболе, где все пытаются попасть в английский чемпионат. Но никто тебе не гарантирует место в составе. Не надо слушать никаких агентов, верить обещаниям менеджеров. В НХЛ тебе никто ничего не будет обещать. Тот же Капризов будет пробиваться в основной состав «Миннесоты». Читал интервью агента Романова о том, как генеральный менеджер ждет Александра и видит его в основном составе. Не стоит эти слова воспринимать всерьез. Он его, может, и видит в составе, но если парень приедет и не будет проявлять трудоспособность, то никаких гарантий ему не дадут.
— Но разве хорошее реноме и высокий выбор на драфте не дает больше шансов заиграть?— Нет, все решает твоя работа и готовность здесь и сейчас. Был такой первый номер драфта Александр Дэйгл, играл в «Оттаве» с Яшиным. Он очень прилично отыграл в юниорской лиге, и все говорили, что это будет второй Гретцки. В итоге Дэйгл отыграл несколько сезонов и закончил. Ни первый номер драфта, ни большой контракт тебе ничего не гарантирует.
— Ребята, которые уезжают в Америку и в итоге играют в АХЛ, не совершают ли ошибку?— Свойство человека думать, что он лучше, чем есть на самом деле. Это не хорошо и не плохо, просто так есть. Иногда кажется, что ты готов к НХЛ, но не все складывается так, как мы хотим. Плюс бытовые вопросы. Тяжело находиться в команде, в который ты не можешь общаться на своем языке, особенно когда не знаешь английского. Нужно еще понимать, что уровень КХЛ сильно отличается от НХЛ. Ты можешь быть звездой в России, но в НХЛ тебе рано.
— Получится ли у Капризова сразу громко заявить о себе в «Миннесоте»?— Надеюсь, что да. Кирилл дорос до уровня НХЛ. Хотя, опять же, то, что он доминировал в КХЛ, не говорит о том, что в Америке заиграет. По идее, должен. Сужу по личному общению с Капризовым, по тому, как он относится к работе. Кирилл — парень с головой, у него должно получиться. На прошлом чемпионате мира его посадили на один матч из-за неудачной игры, мы с ним после этого говорили, Кирилл очень правильно воспринял критику. Вернувшись в состав, начал показывать совершенно другую игру. Это говорит о том, что он правильно все оценивает. Однако и это ничего ему не гарантирует. Если приедет с мыслями, что олимпийский чемпион и звезда, то ничего не выйдет.
«Проворов — лучший русский защитник, но он много ошибается»
— В чем заключается ваша работа в Федерации хоккея России?— Я консультировал сборную по ребятам, выступающим в Северной Америке. Потихоньку за всеми смотрел на протяжении сезона, перед чемпионатом мира просматривал некоторых хоккеистов более пристально. Меня спрашивали об игроках, я по ним делал отчет. Затем уже руководство принимало решение, кого брать в команду. Мне и самому стало интересно анализировать выступление наших ребят, наблюдать, кто где добавляет.
— В прошлом году на чемпионате мира собралась топ-сборная, куда приехали Овечкин, Малкин, Кучеров.— Изначально эти фамилии вообще не были в списках, потому что никто не думал, что они так рано вылетят из Кубка Стэнли (смеется). По ним и вопросов не было. Все думали, что будет здорово, если хоть один из них сможет приехать, и то ближе к финальной части чемпионата мира.
— По кому вас тогда спрашивали?— По Любушкину, но он в состав не попал. По Егору Яковлеву и Никите Задорову.
— Но Яковлев тоже в итоге не поехал. — Да, так получилось. Если бы все звезды не приехали, то у Егора был бы шанс, как и у Ильи.
— Общаетесь ли напрямую с российскими игроками, которые выступают в НХЛ?— Нет, я только отсматривал. В этом году планировалось, что мы с Алексеем Жамновым поедем просматривать и общаться с игроками, но началась пандемия, и все накрылось.
— Вы говорили, что вам понравилось стоять на тренерском мостике олимпийской сборной. Появились ли мысли начать тренерскую карьеру?— Мне понравилось. Было интересно посмотреть на молодых ребят, кто на что способен. На лавке другие эмоции. У меня есть кое-какой опыт, который я могу передать игрокам. Но по поводу работы на скамейке спрашивать надо не у меня, а у других людей, понравились ли им мои подсказки.
— Если поступит предложение, вы готовы к тренерской работе?— Честно говоря, не задумывался. Пока меня устраивает то, что у меня есть.
— В прямом эфире на канале Николая Хабибулина вы ответили на вопрос о поправках в конституции, чем вызвали ажиотаж в российской прессе. Все-таки российские спортсмены редко высказываются на тему политики. Как вы относитесь к поведению Панарина и Задорова, которые не стесняются критиковать власть?— Мы не критикуем власть, а высказываем свое мнение. У каждого человека оно есть, и каждый может в нем ошибаться. Я прочитал комментарии под новостью с моими словами… Там, конечно, есть очень странные записи. Кто-то вообще написал: «А что на спортивном сайте забыл Андрей Малахов?» Люди даже не понимают, кто говорит. Некоторым лишь бы что-то написать. Одно спортивное СМИ вообще вырвало мои слова из контекста. Хотел бы прояснить ситуацию по поводу моих слов о поправках в конституцию. Я не то чтобы против, просто мне некоторые поправки непонятны, поэтому мне это не нравится. Я не политик и не лезу в эту сферу. Но, если мне что-то не нравится, я могу высказать свое мнение.
— И напоследок вопрос. На ваш взгляд, кто лучший русский защитник в мире прямо сейчас?— Лучший, наверное, Проворов. Он много играет. Но, опять же, видел, что Иван достаточно много ошибается в обороне. Здесь палка о двух концах: из-за того, что много играет и немножко устает, столько и ошибок. Они не системные, но есть.
— Что скажете про Михаила Сергачева, который здорово прибавил в этом сезоне?— Он и в прошлом сезоне хорошо играл. Его тоже надо отметить. Но у Сергачева такие же проблемы, как и у Проворова, это детские ошибки. Все придет с опытом, все-таки оба очень молоды. Они только в начале своей карьеры, надо еще побиться об борта и набить шишки.
Подпишитесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене