Экстренная «федерализация» и «разгильдяи»
Экстренная «федерализация» и «разгильдяи»
Федеральный центр дал регионам возможность самим определять антикоронавирусные меры. Тут же заговорили о «федерализации». Какая же это федерализация? Экстренная? Нет, экстренной федерализации не бывает.
Это долгий и кропотливый процесс. К нему не готовы ни центр, ни регионы.
Что мы получили в первую апрельскую неделю?
Перекрытие границ субъектов федерации, безосновательные штрафы ГИБДД за выход из дома, «сухие» законы и прочие половинчатые и непродуманные меры.
Регионы сами уже отвыкли мыслить федеративно. Тут либо сверхцентрализация, либо все как Р. Кадыров.
Кстати, реакция на «волюнтаризм» в провинции была полярной. Общество, разделилось, условно, на «граждан» и на «подданных». Другими словами, на тех, кто хочет жить по закону и нормам права. И на тех, кто готов выполнять любые приказы властей (например, сотрудника ГИБДД), вне зависимости от наличия/отсутствия правовой основы.
Мишустин их одернул. Регионалы умерили свой пыл. Карантин для приехавших из Москвы, закрытие населенных пунктов, определение режима работы салонов красоты и даже зоосалонов. Некоторые губернаторы (о, да) решают вопрос о бесперебойной подаче воды. Без всякой иронии: это и есть уровень губернаторского корпуса в условиях сверхцентрализации. Полномочий у регионалов немного. Политические функции ограничены, управленческие требуют координации с полпредами. Ответственность повышенная.
Регионы побогаче, у которых есть еще какая-то экономика, строят инфекционные центры, покупают детям из малоимущих семей ноутбуки и обещают налоговые льготы для малого бизнеса. Экономика дотационных регионов страдает меньше. Там итак все было плохо. Пандемия ухудшает ситуацию, но принципиально не меняет ничего. В этих субъектах все по-прежнему зависит от траншей федерального центра. К новым нагрузкам (в том числе и налоговым) регионы не готовы. Они ее просто не выдержат. Показательно, что Приморский край уже отказался от финансирования профессиональных футбольной и хоккейной команд. Регионам такие «зрелища» явно не по карману.
Больницы и интернаты, к сожалению, главные очаги распространения пандемии. Коми, Башкирия, Смоленская область. В. Путин уже назвал ситуацию «разгильдяйством» и эта фраза моментально отпечаталась в сознании губернаторов, допустивших очаги. Думаю, об отставках речь сейчас не идет. Уход главы Коми Гапликова все-таки планировался. Массовое заражение в больнице в Сыктывкаре только ускорила отставку.
Любая отставка губернатора — это волнения региональных элит и вероятность нового передела сфер влияния в регионе. Это сейчас центру совсем не нужно. Но допустившие оплошность «разгильдяи» становятся токсичными. Любой их пиар оборачивается эскалацией социального недовольства и массовыми претензиями к самим губернаторам. Их могут заставить «разгребать авгиевы конюшни», а после преодоления пика пандемии отставить.
Но даже сейчас не пиариться они не могут. И публично свои просчеты вряд ли признают. Ведь «казаться» важнее чем «быть». Главное отчитаться «наверху».