Похороны во время пандемии: В закрытых гробах и с онлайн-трансляцией в соцсети
Эксперт объяснил Царьграду, почему людей лишили возможности прощаться с умершими родственниками и чем уже скончавшийся человек с диагнозом COVID-19 опасен для окружающих.
Степанов Александр
Новость о том, что Москва закрыла кладбища, вызвала большой резонанс: многие решили, что вот они и проявились, истинные масштабы пандемии, раз уже и погосты запирают на замок.
Следом это сделали и в Подмосковье. Далее, соответственно, об аналогичных решениях один за другим принялись информировать регионы.
Но есть важный нюанс – речь идёт о невозможности посещения кладбищ во время Вербного воскресенья, Пасхи, Красной горки и Радоницы, дабы избежать того, что называется «массовым скоплением людей: традиционно в эти дни люди едут навестить могилы усопших родственников и близких – прибраться там, помянуть. И в той же столице, например, число приезжающих на кладбища обычно переваливает в сумме за миллион. Особенно много пожилых людей.
А коронавирус продолжает наступать. В целом по России, по данным на пятницу, 10 апреля, - уже почти 12 тысяч человек с подтверждённым диагнозом COVID-19 (добавилось без малого 1800 за сутки), и больше всего в Москве.
Скончались 95 – в том числе 16 летальных исходов за последние сутки.
«На похоронах никто не держит «социальную дистанцию». Этого глупо требовать»
Поэтому единственное, что сейчас разрешается на кладбищах, - хоронить умерших. В том числе тех, кто ушёл из жизни от коронавирусной инфекции.
Но всё это связано с серьёзными ограничениями.
Прежде всего, ритуальные службы теперь обязаны требовать от людей, занимающихся организацией похорон, справки о причинах смерти.
Второй момент – присутствовать на церемонии прощания разрешается только самым близким родственникам. Друзьям, соратникам и коллегам покойников практически повсеместно настоятельно рекомендуется не участвовать.
Однако, как выяснил Царьград, соблюдается это далеко не везде.
Официально запрещены массовые мероприятия с участием не более пятидесяти человек, верно? Люди сами решают, стоит приезжать или нет. Да, есть указание по поводу дистанции в полтора метра, но, скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы на кладбищах, когда у людей такое горе, кто-то следил за условностями? У наших работников у всех есть и перчатки, и респираторы. У приходящих на прощание – не всегда даже маски. Заставить их тоже невозможно,
К слову, практически все агентства, оказывающие похоронные услуги, утверждают: свои цены на услуги они не поднимали, а вот поставщики оградок, крестов и так далее уже сообщили: удорожание будет.
Если, конечно, ФАС не прихватит за необоснованные наценки на фоне тяжёлой ситуации, когда кто-нибудь пожалуется.
Тем временем уже несколько крупных ритуальных контор – в Московской области, на Урале, в Сибири - объявили о готовности проводить онлайн-трансляции церемоний прощания – через мессенджеры, по скайпу и даже в соцсетях.
Как?
Приезжает агент в медицинской маске и перчатках к заказчику, оформляет заявку, забирает документы, оформляет всё в госорганах, а потом, когда наступает момент, ссылка на трансляцию отправляется по тем контактам, которые были указаны.
Правда, по крайней мере пока, услуга всё-таки не пользуется особой популярностью. Хотя ритуальщики ждут, что спрос будет.
COVID-19 очень опасен. Но не «особо»
Между тем в стране уже провожают в последний путь и умерших, которым был поставлен диагноз «коронавирус».
И вот здесь всё гораздо жёстче.
В Оренбургской области, допустим, когда провожали в последний путь бизнесмена, скончавшегося от коронавируса (он заразился в туристической поездке в Испанию), то хоронили его в закрытом гробу с утолщёнными стенками. И церемония прощания была запрещена.
Причём по поводу упрочнения оболочки гроба – это инициатива местных властей, а вот что касается изначально закрытой крышки – таково официальное предписание Минздрава.
«Вообще-то порядок проведения погребения людей, скончавшихся от особо опасных инфекций, регламентирован Международными медико-санитарными правилами, которые ратифицировали почти двести стран мира, - рассказал нам юрист Александр Петров. – В этот перечень входят чума, холера, ряд лихорадок (желтая, Ласса, Западного Нила, Маргбург, Эбола, Рифт-Валли, Денге), менингококковая инфекция. Плюс наша страна добавила в список все формы чумы, а также туляремию и сибирскую язву».
Так вот, в соответствии с российским СанПиНом тела умерших от особо опасных инфекций (как скончавшихся в больницах, так и поступивших в патологоанатомические отделения на вскрытие) подлежат захоронению прямиком из морга и в запаянных цинковых гробах.
При этом нужно получить ещё и разрешение на погребение от Роспотребнадзора. И выдача трупов родственникам не допускается. Категорически.
«Так что, по сути, сейчас Минздрав лишь приблизил коронавирус к числу просто опасных, но не включил их в ряд особо опасных», - уточняет Петров.
Однако специалисты полагают, что меры безопасности с захоронением скончавшихся от COVID-19 оправданны. Озвучивались данные, что коронавирусная инфекция способна быть заразной на поверхности ещё около девяти суток.
К сожалению, эта мера (похороны в закрытых гробах) абсолютно адекватна. Это связано с тем, что поверхность кожи погибшего от коронавируса является источником огромного количества вирусных копий. То есть любая процедура прощания с умершим, когда открыты его лицо и руки, неизбежно приведёт к распространению вируса среди тех, кто будет с ним прощаться.
- пояснил Царьграду врач-патологоанатом, эксперт по фармацевтическому рынку Александр Эдигер.
Так что деваться-то, по сути, некуда.
Во Франции выдачи тел ждут неделями, в США покойников свозят на остров-кладбище
Однако в России, во всяком случае на данный момент, нет информации о проблемах с погребением ушедших в мир иной от злосчастной «уханьской заразы».
А вот в Европе и Штатах родственники столкнулись с большими проблемами.
Моим знакомым объявили, что им придётся дожидаться тела отца семейства, который скончался в больнице в Париже, около трёх недель: там целая очередь из подавших заявки на похороны. Морги переполнены, очень много обращений, трупы отвозят уже на арендованный для этих целей склад-рефрижератор на оптовый рынок «Ранжис». А там владельцы выставили счета за «хранение тел» - по полторы сотни евро!
- поделился с Царьградом житель французской столицы Виктор О.
Прощаться, впрочем, разрешают. Но только близкому кругу родственников (не более десяти человек), и прикасаться к гробам нельзя.
В Италии, которую ещё раньше захлестнула волна смертей от COVID-19, переполнены крематории. Там тяжелобольные находятся в специальных изолированных боксах, и в случае летального исхода их облачают в одинаковые белые робы и отвозят в морги.
Оттуда, если семья сумела договориться о месте на кладбище, то хоронят (потом присылают родственникам снимки гроба), а если нет – кремируют.
В США, где ситуация на данный момент уже хуже, чем в Европе, в качестве моргов используют автомобили-холодильники. Доступ к телам покойных также запрещён.
А если у семей нет возможности оплатить похороны или же у умершего попросту нет близких, то таким определяется место на обустроенном под погост для бедняков острове Харт в Бронксе, огороженном высоким забором.
Но многим на Западе настоятельно советуют: лучше делать кремацию.
«Честно говоря, мы не должны равняться в этом деле на другие страны: там всё-таки иные традиции, и погребения в том числе. И иные противоэпидемические подходы. Я полагаю, что закрытый гроб – это вполне адекватная мера. И с этим просто придётся смириться», - полагает Александр Эдигер.
Несмотря на то что COVID-19 действительно не является особо опасной инфекцией, продолжает Эдигер, и нет смысла в обязательной кремации, тем не менее риск заражения огромный. Поэтому не стоит пытаться обмануть природу.