Пандемия здравого смысла: Западное общество неизлечимо больно. Неизлечимо ... больно!
Если бы в 1980-90-хх кто-то мне сказал, что я увижу нечто подобное, я бы не поверил. Молодой был и глупый, а еще неопытный. Как и все мы, наверное. Сегодняшняя ситуация с коронавирусом в Европе, уверен, заставит многих пересмотреть свои взгляды на жизнь и коснется это не только территории бывшего СССР. Переосмысление идет и в Европе, жители которой вдруг поняли, в какой они заднице и в какой угрозе они жили все эти годы. И виноваты в этой угрозе не внешние силы, а внутренняя убогость их собственной государственной машины, а еще масса социальных проблем, накопившихся в их якобы «эталонном» обществе.
Медицина
Еще несколько месяцев назад, любое издание, любящее публиковать рейтинги, выдало бы вам, что лучшая медицина на сегодня в странах западного цивилизованного мира, а в тех же Китае и России, последователях «устаревшей системы Семашко» медицинская защита населения находится на твердой, но троечке.
Сегодня, когда последние просто блестяще справляются с поставленными задачами, а большая часть западных «передовых» рухнула, возникают вопросы. Вернее, возникают не вопросы. А новые системы оценки, построенные на совершенно иных критериях. Не возможность оказать самую высококлассную помощь, но единицам – является критерием успешности системы в целом, а возможность защитить большую часть населения страны от реальной опасности.
И в этой системе координат абсолютно не важно какой механизм защиты сработал в постсоветских странах, где уже очевидно нагрузка на медицину оказалась гораздо меньше, чем у европейцев. Если это прививка БЦЖ (есть такая версия), то ведь она тоже не случайность, а часть системы защиты общества от болезней. Да и не в ней же дело.
В чем главная проблема европейской медицины (судя по тому, что мы увидели). Ее оптимизировали под наивысший уровень оказания помощи. Но при этом, в жертву была принесена массовость. На все денег нет, а потому, либо сверхкачество, но при небольшой нагрузке, либо ниже качество, но наличие резервов для массового «потребления». И выбор был сделан чисто капиталистический – массовость была принесена в жертву качеству. Результат, как говорится, на табло.
Советская система, которая работает и в России и Китае, изначально затачивалась под массовость (под ведение бактериологической войны, в конце концов). Для нее главное сохранить максимально большее количество жизней, при этом решение проблемы специфических, но дорогих заболеваний, считается задачей второстепенной (если будут средства).
При этом в западных клиниках дошло до полного маразма. Суперсовременные больницы уже в первые же дни испытывали нехватку по сути расходных материалов, которые были нужны больше сверхдорогой техники и которых не хватает до сего дня (в т.ч. обычных дешевых масок). При этом госмашина так и не смогла добиться того, что сделали в авторитарной России – оптимизация наличных средств и сосредоточение их в наиболее опасных точках. Да и быстрый переход на выпуск нужных материалов и оборудования оказался под силу россиянам и китайцам. Но не европейцам.
И тут мы подходим ко второй части – когда нет запасов, нужно включать мозги.
Образование
Но и с этим у Европы оказались проблемы. Например, в той же России, еще на первом этапе борьбы с коронавирусом врачи 40-ой больницы г. Москвы, которая первая приняла на себя удар «вируса». Разработали абсолютно бесплатный, но показавший эффективность метод замены для части пациентов сверхдефицитных приборов ИВЛ, на простое переворачивание пациентов со спины на живот (об этом говорил главврач больницы Проценко, в одном из интервью, до того момента, пока он не заболел сам).
Еще дальше в смекалке пошли украинские врачи города Харькова. Которые вспомнили опыт голодных 90-х и из по сути подручных средств создали для больницы несколько самопальных аппаратов ИВЛ, которыу уже спасают жизни прямо сегодня.
А хваленая ападная медицина не придумала ничего более эффективного, чем просто перестать оказывать помощь самым уязвимым гражданам – старикам, что и привело к по сути трагедии.
Ну и наконец, уже сама по себе масштабность мышления, то есть верная оценка обстановки и тем самым минимизация последствий – это ли не лучшая оценка … нет, не медицины, а системы образования.
К сожалению, это еще не все. В истории коронавируса проявилась и более страшная проблема, я бы даже сказал – болезнь, западного общества, в котором каждый сам за себя...