Германия — коронавирус — 16. О чем говорит ВВП?
Германия — коронавирус — 16. О чем говорит ВВП?
Обожаю формулировки российских СМИ и вообще такие всякие хлесткие лозунги различных политиков. Например: «Германия выделила 30% ВВП на помощь людям и бизнесу». Сравнивается с Россией (3%) – слезы, всхлипы. Populus заглотнул наживку. Рейтинг поднялся.
Перед глазами – миллиарды евро, которые до конца июня окажутся в карманах людей и на счетах бизнеса ФРГ. Такая вся роскошная мать Germania стоит с кошелкой и сыпет на всех звонкие монеты.
Я долго искала в немецких источниках вот эту самую фразу про ВВП. Ни в одном не нашла! Кажется, это что-то значит? Все это рассчитали российские экономисты-журналисты-популисты и вылили на головы несчастных россиян, которые теперь в каждом твите-фейсбуке-телеграме лайкают, переправляют, комментируют. Много восклицательных знаков!!!
Как всегда в популистских лозунгах, зерно правды в этом есть. ВВП Германии составил в 2019 году около 3,436 млрд евро. Для «помощи людям и бизнесу», пострадавшим в результате пандемии, государство запланировало в целом приблизительно 1,173 млрд евро. Плюс-минус 30% ВВП набирается.
Теперь возвращусь к слову «выделил» и к вопросу, почему в Германии такой математикой никто не занимается – ни серьезные экономисты, ни желтая пресса, на даже право-популистская партия «Альтернатива для Германии». (Правда, ей-то, хвалить действующую исполнительную власть в ФРГ не с руки.)
Во-первых, в Германии не один бюджет. Есть государственный бюджет, а есть бюджеты 16 федеральных земель.
Во-вторых, 819,7 млрд евро – это государственные гарантии и риски. Этих денег никто не выделял. На этом государство еще и заработает, потому что из этого:
- 400 млрд евро – кредиты промышленного стабилизационного фонда ФРГ,
- 100 млрд евро – кредиты, предоставляемые банками федеральных земель своим предприятиям,
- 356,5 млрд евро – ссуды государственного банка по восстановлению и развитию (они могут быть увеличены).
Все это – возвратные кредиты, которые выдаются под до 3% годовых. Говорить об «инструментах» и «мерах» по предотвращению или смягчению рецессии можно. Нельзя говорить о «выделении средств». Это сбивает с толку.
В-третьих, про «выделение» нельзя говорить и потому, что деньги запланированы не только до июня и даже не на 2020 год, а на долгосрочную перспективу. Предприятия могут, но не должны исчерпать эти объемы кредитования.
В-четвертых, 353,3 млрд евро – это действительно средства из бюджетов ФРГ и федеральных земель, но это опять же не все это «выделенные» наличные и не только перевод на банковский счет:
- 155,8 млрд евро – так называемая «срочная помощь» малому и среднему бизнесу, возвратные кредиты;
- 100,00 млрд евро – возможное участие федеральных земель в акциях предприятий;
- 65,2 млрд евро – средства федеральных земель на помощь по сохранению ликвидности предприятий, возможно увеличение этой суммы с помощью федерального бюджета из пакета «срочной помощи», невозвратные;
- 15,3 млрд евро – средства на зарплату сотрудников предприятий при использовании так называемого «инструмента неполного рабочего дня», невозвратные;
- 17,00 млрд евро – средства районных бюджетов на компенсацию оплаты коммунальных издержек, невозвратные.
В настоящий момент получается около 100 млрд евро действительно невозвратных «выделенных» средств. К этому прибавляется увеличение помощи по безработице и детских денег людям, потерявшим доход из-за «короны».
Министерство финансов ФРГ рассчитывает, что в 2020 году дополнительные издержки на программы помощи составят 122,8 млрд евро. Посчитайте, какой процент ВВП сие составляет. 3%, как в России!
Откуда возьмутся деньги? Ведь в текущем году расходы в ФРГ будут выше запланированных на 36%, а налоговые сборы уменьшатся на 33,5 млрд евро.
Ответ: новая государственная задолженность Германии вырастет до 165 млрд евро. Это на почти на 100 млрд больше, чем допускает долговой тормоз. Ранее сумма нового госдолга ФРГ по правилам стабилизационного пакета Евросоюза не превышала около 60% ВВП (62 млрд евро).
Поэтому государство впервые за несколько лет временно отсрочило действие долговых ограничений, срочно выпустив поправки к бюджетному плану. Вместе с названными выше дополнительными издержками бюджетные расходы в этом году составят 484,5 млрд евро. Эти расчеты также пока приблизительны.
Эксперты ожидают, что коронавирус в среднесрочной перспективе будет стоить Германии 1,5 трлн евро. ВВП 2020 в худшем случае может упасть на 6%, как в 2009 году. Однако любые прогнозы затруднены из-за непонятной ситуации.
Опросы Торгово-промышленной палаты Германии показывают, что каждому пятому предприятию может угрожать банкротство, у 50% наполовину уменьшится оборот, так что велик риск невозвращения кредитов. Тем не менее, федеральное агентство по финансовому контролю не опасается за стабильность финансовой системы. Глава ведомства Феликс Хуфельд подчеркнул: «В настоящее время никаких системных рисков для финансовой отрасли не существует». Эксперт из комитета по экономике и валютной политике Объединения банков ФРГ Штефан Шнайдер считает, что нет повода для паники. «В целом немецкая промышленность хорошо работает, у нас отлаженная система здравоохранения, функционирующая социальная система».
Никто не спорит, что Германия – демократическая страна с мощной экономикой. Никто не отрицает, что это – капиталистическое государство с беспримерной социальной системой. Трудно оспорить, что запланированы механизмы и инструменты помощи в колоссальном объеме. Германию можно сравнивать с Россией. Однако – нужна осторожность с громкими цифрами. Истина, как это часто бывает, скрывается в деталях.
По материалам газет Handelsblatt, Süddeutsche Zeitung, радиоканала Deutschlandradio, журнала Wirtschaftswoche.