Трудности самоизоляции и психозы Homo Sapiens
С конца марта в российских регионах действуют достаточно строгие ограничительные меры на передвижение. Власти требуют от граждан не выходить без надобности из дома. В свою очередь работодателям было предписано перевести всех сотрудников на удалёнку, либо перепрофилировать персонал, чтобы он не оставался без работы.
В начале апреля улицы российских городов, особенно Москвы, действительно сильно поредели. В некоторых регионах после фразы президента о праве губернаторов на самостоятельную ограничительную политику в борьбе с инфекцией даже появились блокпосты.
Однако поток личного автотранспорта и количество людей на улицах стали увеличиваться. Причём данная тенденция прослеживается в странах, где ситуация с коронавирусом куда более тяжёлая, чем в РФ. Людей не останавливают повсеместные призывы находиться дома, статистика жуткой смертности, мобильные морги, полицейские штрафы и патрули.
Конечно, большая часть людей в России и за рубежом «добросовестно» нарушает карантин, выбираясь на одиночные кратковременные прогулки во дворе дома или совершая поездки в супермаркет. К тому же в ряде государств (как в Австрия и Великобритания) разрешены занятия спортом на свежем воздухе. Однако в таких условиях риск подхватить инфекцию исключить невозможно.
Психологи отмечают, что «антикарантинное» воздействие на людей оказывает тёплая весенняя погода, накопившаяся информационная усталость от новостей про COVID-19 и самое главное — естественная потребность во внешней коммуникации, которая выражается в прогулках и общении за пределами домашних стен.
Человек тем и отличается от животного, что не способен оставаться собой вне социума и начинает терять контроль над психикой в условиях отсутствия взаимодействия с внешним миром. Неслучайно одной из самых страшных пыток и наказаний считается пребывание в одиночной камере.
Сотни миллионов людей сейчас фактически находятся под домашним арестом, ведут режим дня и образ жизни, которые ранее казались им дикими и ненормальными. Долго ли смогут люди пребывать в таком состоянии? Скорее всего, нет. А если карантинные меры не будут смягчены, то психика некоторых людей может не выдержать ситуацию продолжительного и совершенно неестественного отчуждения от внешнего мира.
Самоизоляция из-за COVID-19 привела к тому, что на одном пятачке (причём, как правило, небольшом по площади) оказались заперты сразу несколько человек, которые ранее пересекались в основном на выходных или по праздникам. Ссоры и конфликты могут вспыхнуть буквально на ровном месте.
Речь идёт об обычной среднестатистической российской семье, которая чаще всего живёт в достаточно стеснённых бытовых условиях: у кого-то скромная жилплощадь, кто-то решил перевезти представителей старшего поколения к себе (чтобы уберечь их от тотального одиночества), кто-то привык проводить почти всё время на работе и постоянно бывать в командировках, а сейчас вынужден сутки напролёт работать в четырёх стенах.
Дополнительные проблемы в семье может создать отсутствие работы у кормильца. Если человек потерял место в результате текущего кризиса или не успел его найти с начала года, то сейчас шансов куда-либо устроиться у него практически нет.
Так или иначе самоизоляция создаёт благоприятную почву для провокации проблем, которые (к чему лукавить) есть в каждой семье. В Китае, например, была зафиксирована вспышка разводов: брачные отношения людей самого разного возраста не выдержали испытания изоляцией. Вполне возможно, что часть российских пар ожидает та же учесть (в КНР примерно аналогичная с РФ ситуация с квартирным вопросом).
На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой является домашнее насилие. Как сообщает RT, российские правозащитники бьют тревогу: из-за режима карантина полиция не ведёт приём граждан и жертвам тиранов некуда обращаться. По сведениям юристов, за последние недели число жалоб возросло примерно в полтора раза.
Ещё 2 апреля девять НКО направили премьер-министру РФ Михаилу Мишустину письмо, в котором предложили создать координационный центр быстрого реагирования на сообщения о насилии со стороны близких, находящихся в совместной изоляции. Однако правительство России пока никаких действий на этом поприще не предприняло.
В сложившихся условиях правозащитники рекомендуют жертвам уходить из дома, который превратился для них в камеру пыток. Но будем честны: зачастую выбор у объектов насилия, мягко говоря, невелик. Кроме того, многие женщины или пожилые люди, подвергающиеся нападениям своих собственных детей, экономически зависят от своих деспотов.
Похожая картина с домашним насилием на фоне пандемии наблюдается в западных странах. Так, во Франции за первый месяц изоляции количество нападений на домочадцев выросло в среднем на 32%, в Великобритании число жалоб на домашних тиранов увеличилось на 65%, хотя карантинные меры на Туманном Альбионе менее жёсткие, чем в континентальной Европе.
Безусловно, даже самой строгой изоляцией нельзя оправдывать домашнюю жестокость. Насилие в семье, как правило, вытекает из уже существующих межличностных проблем, психологических комплексов и чувства неудовлетворённости человека, которые нередко усугубляются злоупотреблением алкоголя.
Беда в том, что подобные проблемы есть почти в каждой семье, а режим карантина априори исключает возможность сбросить напряжение цивилизованным способом, когда человека переполняет агрессия. Он не может сменить обстановку, выйти на долгую прогулку, чтобы «проветриться» или заняться спортом, выпустить пар на встрече с друзьями, спрятаться от домочадцев под предлогом навалившихся дел на работе или сходить в конце концов к психологу.
К этому тяжёлому психологическому испытанию необходимо подойти во все оружии, хотя рекомендации в такой ситуации будут носить, конечно же, весьма условный характер. Тем не менее, если ли есть возможность сменить обстановку, это обязательно нужно сделать. Например, уехать на дачу и стараться проводить там больше времени. Если её нет, но позволяют финансы — арендовать загородный дом.
Кроме того, необходимо набраться терпения — не поднимать в семье острые болезненные темы, полностью исключить «потенциально опасные» разговоры, не отвечать на раздражение и агрессию домочадцев, по возможности идти на уступки своим родным и близким. В текущих условиях дежурная бытовая ссора может иметь далекоидущие последствия. Сейчас важно перетерпеть, пережив пандемию с минимальными потерями.