Зеленский и Кальюлайд хотят общения с Путиным и санкций против России
Президенты Украины и Эстонии Владимир Зеленский и Керсти Кальюлайд обсудили важность сохранения санкций против России до полного восстановления территориальной целостности Украины. Примечательно, что и Зеленский, и Кальюлайд хотят общаться с президентом России Владимиром Путиным, ищут с ним встреч на международных площадках, а президент Эстонии даже летала в Кремль и приглашала российского лидера в Тарту. Это обстоятельство не мешает главам Эстонии и Украины быть верными служителями санкционного культа.
Судя по сообщению пресс-службы президента Украины, его телефонный разговор с Кальюлайд был простой формальностью. Зеленский в очередной раз поблагодарил Эстонию за поддержку суверенитета и территориальной целостности Незалежной — в лучших традициях Петра Порошенко, которого в свое время прозвали графом Дякулой (от украинского «дякувать» — благодарить).
Затем украинский лидер вспомнил о непостоянном членстве прибалтийской республики в Совбезе ООН: «Желаю вашей делегации в Совете безопасности ООН успешного председательства в мае этого года, которое будет проходить на фоне беспрецедентной ситуации, вызванной распространением COVID-19. Поддерживаю позицию Эстонии, что Совет безопасности ООН должен реагировать на пандемию, представляющую угрозу миру и мировой безопасности».
В контексте борьбы с коронавирусом Зеленский упомянул о каком-то «онлайн-хакатоне по поиску цифровых решений для борьбы с пандемией COVID-19», организованном в Эстонии: «Эта инновационная инициатива "цифрового" реагирования на современные вызовы является своевременной и полезной. Убежден, она найдет поддержку и на Украине».
Забавно наблюдать, как о цифровых методах борьбы с коронавирусом размышляет президент страны, в которой вместо аппаратов искусственной вентиляции легких используют полиэтиленовые пакеты…
Картина была бы неполной, если бы Зеленский и Кальюлайд не «пошушукались» о России. Примечательно при этом то, что обоих президентов обвиняют в излишней лояльности к «стране-агрессору».
Эстонский истеблишмент негативно воспринял прошлогоднюю поездку Кальюлайд в Москву, во время которой она предложила Путину совершить ответный жест — посетить Конгресс финно-угорских народов в Тарту. Правление Зеленского украинские радикалы вообще воспринимают как верный признак «зрады» и «капитуляции».
При этом попытки найти подход к Путину не мешают лидерам двух государств обсуждать «важность сохранения санкций ЕС в отношении России до полного восстановления территориальной целостности Украины».
Комизм ситуации заключается еще и в том, что о подобных вещах лидеры двух государств говорят во время «коронакризиса». Сама привязка санкционной политики Брюсселя к территориальной целостности Украины в последнее время выглядит нелепо, ведь именно Киев демонстративно отказывается выполнять Минские соглашения в том виде, в каком они были подписаны и одобрены Советом безопасности ООН.
Кроме того, непонятно, зачем вообще Зеленский и Кальюлайд поднимают тему санкций.
Предложения хотя бы на время отказаться от торгово-экономических ограничений ранее действительно звучали. Причем эту идею поддерживали не только Россия и Иран. Прекратить санкционные войны во имя солидарности призывал, к примеру, генеральный секретарь ООН Антонио Гуттереш.
Однако на Западе к нему не прислушались. Предложенный Москвой проект резолюции, призывающий отменить односторонние санкции, а Генассамблее ООН был отвергнут. Против него выступили США, страны ЕС, Великобритания, Украина и Грузия.
Все точки над і расставил Сергей Лавров. «Если Евросоюз поймет, что метод [санкций] исчерпал себя, и откажется от тех решений, которые были приняты в 2014 году, мы, конечно, будем готовы ответить взаимностью. Но просить сделать это мы не собираемся», — отметил глава МИД РФ.
То есть тема отмены санкций уже не стоит на повестке дня. Запад ее отбросил, а Россия никого упрашивать не собирается.
Тогда зачем Зеленский и Кальюлайд, чьи страны принимали участие в голосовании по российской резолюции, снова говорят о необходимости сохранить санкционное давление на «страну-агрессора»? С тем же успехом они могли бы подчеркнуть, к примеру, необходимость смены времен года.
Самым забавным кажется сообщение о том, что собеседники «согласились с недопустимостью искусственного использования пандемии коронавируса для политических целей».
Разумеется, это тоже камень в огород России. И предложение поставить на паузу санкционное противостояние, и помощь, которую Россия оказывает другим странам в борьбе с болезнью — во всем этом оппоненты Москвы видят попытку политизировать ситуацию.
Но как раз во время разговора Зеленского и Кальюлайд мир лицезрел куда более наглядный пример того, что такое использование пандемии в политических целях.
Сначала Дональд Трамп пригрозил наказать Всемирную организацию здравоохранения, которая якобы подыгрывает Китаю: «ВОЗ действительно облажалась. По каким-то причинам она все еще сконцентрирована на Китае, хотя финансируется в основном за счет США. Мы это хорошо изучим. К счастью, я отклонил их совет держать наши границы открытыми для Китая на раннем этапе. Почему они дали нам такую ошибочную рекомендацию?»
Чуть позже хозяин Белого дома все-таки сделал то, над чем обещал подумать: приостановил американские выплаты в бюджет ВОЗ.
Параллельно с этим в Сенате решили провести расследование обстоятельств появления и распространения коронавируса. «Где все это началось? Имела ли место передача от животного человеку? Или случилась утечка из лаборатории в Китае, где, например, с самыми благими целями могла идти разработка лекарств от других коронавирусов? Мы также должны изучить, какую роль сыграла ВОЗ в сокрытии информации о появлении вируса», — заявил председатель Комитета по внутренней безопасности и правительственным вопросам Рон Джонсон.
Нетрудно догадаться, на какие выводы запрограммировано расследование.
Всю ответственность за «утечку из лаборатории» нужно возложить на Китай, с которым вступила в преступный сговор Всемирная организация здравоохранения.
Затем можно требовать от Пекина астрономические компенсации (американцы уже подали против КНР коллективный иск на сумму в 1,2 триллиона долларов). Ничего личного — просто бизнес. Разве можно не воспользоваться коронавирусом для сведения политических счетов с главным конкурентом?
На этом фоне Зеленский и Кальюлайд заявляют о недопустимости политизации пандемии. В самом деле, разумное предложение. Не хватает только конкретного адресата.