Дневник учителя: Как проходит обучение онлайн
У Елены Игоревны - четыре 5-х класса, четыре 6-х, два - 10-х и два - 11-х. Уроки на удаленке идут по обычному школьному расписанию. В соседней комнате занимается дистанционно сын-девятиклассник.
- Думаю, сейчас родители очень хорошо понимают, как дается учителем материал. Я всегда включаю видеосвязь, - зрительный контакт по-прежнему очень важен. Часть работы с детьми идет у компьютера, а часть - письменно. Помогают уроки МЭШ (Московской Электронной Школы), - говорит Елена Давыдова-Мартынова. - Сложность в том, что урок нужно провести не только интересно, но и быстро. По нормам СанПиНа, дети не могут смотреть на экран больше 20-25 минут. Заинтересовать помогают технологии геймификации - сервис викторин MyQuiz.
Что это за игра? Если совсем просто, кто "включил мозги" - тот и победил. Учитель задает хитрые вопросы по программе - "что такое кодинг"? Школьники шумно обсуждают, предполагают, дискутируют по видеосвязи. А затем голосуют на своем смартфоне. Система сразу показывает учителю, кто какой ответ выдал. Результаты считаются автоматически - а победителя ждут наклейки и магниты с логотипом школы. Правда, забрать свои призы ученики смогут только после карантина.
- Современных детей сложно чем-то удивить. Им не нужно долго объяснять, как пользоваться программой, приложением. Интуитивно понятный интерфейс осваивают моментально. Это очень помогает в работе, - рассуждает Елена Давыдова-Мартынова. - Я показываю им свой экран в Microsoft Teams, там же мы вместе редактируем облачные документы Word. Даю, например, заведомо несуразный отрывок текста. Ребенок заходит в документ и начинает его менять. Его корректуру класс видит в режиме правок.
Учитель признается: бывает, зависает электронный дневник. Но обычно минут через 15 он отвисает - и это не такая уж большая проблема. Тем более, что "домашку" дети присылают и по электронной почте, и даже в WhatsApp - напрямую учителю.
Тяжело ли в общем видеочате работать с целым классом? Здесь поначалу тоже были проблемы. Причем чаще - у учителей началки, где дети-непоседы, и им сложнее удержать внимание. Многие шумели, кто-то кривлялся или хулиганил. И это при том, что в классе 27-30 человек.
- Решили этот вопрос в течение пары дней. Во-первых, технологически - у учителя есть возможность отключать микрофоны тем, кто случайно забыл это сделать, или тем, кто специально может хулиганить, - говорит Елена Давыдова-Мартынова. - А, во-вторых, детям перед началом занятия объяснили, что такое поведение мешает всем, и это подействовало.
Шестой урок заканчивается в 14:10. Но рабочий день только набирает обороты. Елена вместе с коллегами организует международную конференцию "Объединяемся знаниями". Обычно она проходит в Москве весной и собирает около 3000 гостей. Главное событие - конкурс школьных исследовательских работ, где ребята из всех стран и городов защищают свои проекты перед экспертами. Параллельно идет фестиваль короткометражных фильмов, которые снимают школьники. Также в программе - мастер-классы для учителей, детей и родителей, экскурсии. И все это в 2020 году ушло в онлайн.
- Конечно, пришлось очень много поработать, - говорит Елена Давыдова-Мартынова. - Организовали дистанционную работу секций в специально созданном информационном пространстве Microsoft Teams, где ребята в режиме реального времени защищали свои проекты, а эксперты задавали вопросы. Гостями онлайн-секций были родители, педагоги и дети, которые интересуются направлением. Мы провели и кинофестиваль, и мастер-классы. У нас все получилось!
После онлайн-конференции начинаются дополнительные занятия и индивидуальная работа с учениками. К примеру, над медицинским чат-ботом. Созданная шестиклассницей программа с помощью нейросетей распознает болезни глаз. А десятиклассники-айтишники научили машину определять эмоции человека. И все это - с помощью распределенного кодинга, на удаленке.
- Первый наш чат-бот - робот-офтальмолог. Девочка, его автор, учится в 6 классе. Она взяла самые распространенные заболевания - ячмень, конъюнктивит и синдром уставшего глаза. Чат-бот может по фото определить одно из этих нарушений, сравнив изображение с огромной базой данных. После этой работы ребенок понимает, как устроен искусственный интеллект, - говорит Елена Давыдова-Мартынова. - Кроме того, такой чат-бот реально может использоваться, например, в телемедицине, в урбанистических медицинских киосках, которые планируют установить в Москве. В таких киосках человек сможет измерить давление, температуру тела, взвеситься. Здесь же можно было бы проверить и состояние глаз. Второй чат-бот - еще сложнее. Его задача - определить эмоцию. Этот проект мы также завершили удаленно.
Четвертая часть дня - самая интересная, признается педагог - заканчивается уже вечером, а иногда так увлекаешься, что засиживаешься до ночи. Нужно проверить всю домашку и подготовиться к завтрашним онлайн-урокам.
- Моя работа всегда была связана с международными образовательными проектами, потому опыт удаленки у меня достаточно большой. Но я не ожидала, что полноценное включение в такой формат, дистанционное обучение потребует столько сил. На продумывание того, как сделать занятия более интересными и интерактивными, уходит теперь в 2-3 раза больше времени, - признается учитель. - Но это интересно. Это задача, которую мы стараемся решить.