Культ столичности: Карина Дубцова
Культ столичности: Карина Дубцова
«Всё для фронта, всё для победы!» Под этим лозунгом Москва жила и трудилась все 4 года Великой Отечественной войны. Промышленные предприятия переходили на производство военной продукции. В столице проектировали и создавали новые виды вооружения – зенитную артиллерию, стрелковое и радиолокационное оружие. Выполнялись заказы армии по выпуску боеприпасов, продовольствия, военного обмундирования, армейской обуви, парашютных тканей. Мужчины уходили на фронт, к станкам становились женщины и подростки.
Осенью 41-го враг был уже на подступах к столице, начались воздушные налёты, перед немецкой авиацией стояла задача – уничтожить стратегические предприятия Москвы. Но отпор был дан невиданный. Противовоздушная оборона заслонила город сотнями зенитных орудий, прожекторов, аэростатов. В ночное небо поднимались истребители, москвичи – обезвреживали фугасы, тушили зажигательные бомбы.
Важную роль играла и маскировка. Рабочие - машиностроительного предприятия «Вымпел», завода «Каучук», Московского радиотехнического завода, нефтегазовых комплексов в Капотне и на шоссе Энтузиастов – перекрашивали корпуса, закрывали их камуфляжными сетками, возводили фальшивые цеха из фанеры.
Помимо патронов, снарядов и бомб, Москва выпускала противотанковые ежи, зажигательные гранаты, которые окрестили «коктейлем Молотова», новые сорта каучука и смазок, керосин,бензин, дизельное топливо. Производили и бытовой газ: без него столица не выжила бы зимой.
Сохранить промышленный потенциал и обеспечить потребности фронта помогла масштабная эвакуация предприятий. В Поволжье, на Урал, в Сибирь – была отправлена, практически, вся оборонная промышленность. При этом сборка военной техники продолжалась на старых местах до последних минут. Московский авиазавод №1, эвакуированный в конце октября 41-го, весь октябрь выпускал фронтовые МиГи, а в ноябре – уже в Куйбышеве было собрано 50 самолетов данного типа.
В послевоенные годы – в Москве предстояло восстановить полторы сотни разрушенных и поврежденных зданий, отремонтировать водопровод, канализацию, перевести дома с печного отопления на центральное – для этого повсеместно открывались ремонтно-строительные тресты и конторы. Приметой нового времени стали изготовленные на московских заводах снегоочистители, погрузчики, мусоровозы, поливальные машины.
В Москве на АЗЛК – впервые с нуля – был создан личный автомобиль «Москвич». Такие машины – еще многие годы поступали на службу в такси и в милицию. А большегрузами занимался ЗИЛ: в 50-е с конвейера сошло почти 800 тысяч грузовиков.
Многие предприятия после войны сменили профиль. Так, на бывшем авторемонтном заводе начали производить бытовые радиоприемники, а затем и телевизоры. Первые «Рубины» сошли с обновленного конвейера в 56-м и вскоре удостоились награды на Всемирной выставке в Брюсселе. А миллионный приемник был выпущен в 66-м году – как раз к началу эры цветного телевидения.