«Ждут, кормят их, но не лечат»
Что происходит с мигрантами, работавшими на закрытых московских стройках.
Подрядчики строительных компаний пока содержат своих работников из других регионов и стран, которые оказались в вынужденном простое после заморозки строек в столичном регионе. Однако надолго их ресурса не хватит, предупреждают девелоперы.
«По решению властей Москвы и Московской области 12 апреля мы остановили стройки, — рассказал сегодня, 16 апреля миллиардер и совладелец группы ПИК Сергей Гордеев на селекторном совещании Владимира Путина с правительством, посвященном стройиндустрии. — Общее количество заводчан и рабочих, которые пошли на самоизоляцию, — 50 000 человек. Общие расходы нашей компании на содержание работников во время простоя составляет около 800 млн рублей в месяц». Открывая совещание, президент заявил, что если применять меры защиты, то можно «не тормозить стройку, не замораживать объекты», и призвал глав регионов проявлять гибкий подход.
«По данным Росстата, на стройках Москвы и Московской области работают 1,4 млн человек, значительная часть которых при продлении указанного режима останется без работы и будет вынуждена покинуть изолированные стройплощадки, — сказано в открытом письме металлургов и застройщиков премьер-министру Михаилу Мишустину, направленном накануне совещания у Путина. — Даже временное прекращение работы на строительных объектах весьма вероятно усилит социальную напряженность среди работников строительного комплекса и приведет к рискам более интенсивного распространения инфекции».
Вопрос, что происходит с трудившимися на стройках трудовыми мигрантами, волнует многих. «Куда они денутся со строек — для меня большая загадка, — говорит бизнесмен из смежной отрасли. — Из-за закрытия границ они ведь и уехать не могут». Речь идет о том, что некоторые страны СНГ, например, Узбекистан, закрыли свои границы с Россией, чтобы избежать вспышки коронавируса. В эфире телеканала «Дождь» 13 апреля президент Межрегионального узбекского землячества Ватандош Усман Баратов предупреждал власти России о риске социального взрыва из-за того, что оставшиеся без денег работники будут вынуждены идти на преступления, и предлагал «раскидывать тушенку по стройкам». «В связи с тем, что фактически границы со странами закрыты, все иностранцы остались на объектах, и никто не уехал, — рассказывает генеральный директор Vesco Construction Вадим Ивкин. — Кто из регионов — частично поехали домой, но не все. Большинство все-таки остались».
Чья ответственность
Казалось бы, проблемой иногородних рабочих должны быть озабочены девелоперы, в том числе и те, кто подписал открытое письмо Мишустину. Forbes связался с шестью компаниями, входящими в десятку крупнейших застройщиков московского региона. «Большинство рабочих компании являются жителями московского региона, — ответили на запрос в пресс-службе крупнейшего российского застройщика ГК ПИК. — На некоторые работы мы привлекаем подрядчиков, сотрудники которых являются жителями других субъектов РФ и гражданами других государств. На время карантина они будут обеспечены жильём и питанием за счёт ПИК».
Однако обсуждать вопрос размещения и питания рабочих детально опрошенные Forbes девелоперы отказались, ссылаясь на то, что это зона ответственности не их, а подрядчиков. «Подрядные организации вывели рабочих со строительных площадок ГК «А101», — рассказал Forbes директор департамента девелопмента А101 Олег Гурьев. — Ограниченное число рабочих, отвечающих за контроль непрерывных процессов, будет проживать в стройгородке непосредственно на территории объекта. Они будут обеспечены питанием и медицинским контролем».
«Проживание сотрудников организовано нашими подрядчиками», — подтверждает пресс-служба Capital Group.
Далеко не у всех крупных девелоперских компаний есть собственные подрядные организации. Обычно застройщик подписывает договор с генподрядчиком на определенную сумму, и в пределах этой суммы тот привлекает бригады субподрядчиков. Генподрядчик оплачивает проживание и питание, платит зарплаты. Почему подрядчики не распускают рабочих? «Это длинная цепочка, — говорит бывший топ-менеджер крупной девелоперской компании. — На одной чаше весов для генподрядчика необходимость содержать простаивающих рабочих, на другой — обязательства перед застройщиком, которые он не сможет выполнить, если рабочие разбегутся». «Ждут, кормят их, но не лечат», — ответил на вопрос Forbes о том, как подрядчики поступают с иногородними рабочими, бизнесмен-владелец девелоперской компании. Сколько так может продолжаться? Собеседники Forbes полагают, что неделю-две подрядчики продержаться могут, а потом «цепочки» начнут рушиться. «Разморозка строек — единственный выход», — уверен председатель совета директоров ГК «Основа» Александр Ручьев.
Карантин
По информации «Коммерсанта» , «аргументом в пользу заморозки строек стали случаи распространения вируса на некоторых стройках среди рабочих из стран СНГ». Опрошенные Forbes участники рынка считают, что простой рабочих еще вредней. «Стройплощадка — оптимальная площадка для самоизоляции, — убеждал Forbes собеседник в одной из московских строительных компаний. — Когда ведутся монолитные работы, люди находятся на расстоянии гораздо больше, чем полтора метра друг от друга. Из общежития на работу и обратно их возят в автобусах». Зато, продолжает собеседник Forbes, во время простоя заставить строителей соблюдать карантин гораздо труднее, они могут ходить в магазины и так далее: «Не запрешь же дверь снаружи, это идиотизм». «На работу на стройки многие из них ездят на метро», — возражает бывший чиновник московского правительства.
«Конечно, у рабочих нет достаточных сбережений, чтобы свободно уехать домой и провести там время в изоляции — это первое, — рассуждает Ивкин из Vesco Construction. — Второе — многие из них уверены, что потом еще не скоро смогут вернуться на стройку, то есть туда, где могут заработать деньги. И третье — пока рабочие находятся в лучшей изоляции на объекте, чем если они последуют домой через вокзалы и аэропорты. Они это тоже понимают, поэтому не торопятся пока уезжать и ждут, что в ближайшее время (2-3 недели) возобновится полноценная работа».
В группе ПИК настроены более оптимистично: «На стадии строительства в Москве находится 28 проектов ПИК. Строительные работы на этих проектах полностью приостановлены с 22:00 12 апреля 2020 года и будут возобновлены в 08:00 20 апреля 2020 года», — сообщили в пресс-службе. С учетом призыва президента «не тормозить стройку», оптимизм может быть оправданным.
Мария Абакумова