Людмила Улицкая: Сейчас происходит большая проверка "на вшивость"
На ресурсе Bookmate появился сценарий "Чума", написанный известной российской писательницей Людмилой Улицкой ("Казус Кукоцкого", "Искренее ваш Шурик") более 40 лет назад, но ни разу до этого не публиковавшийся. В центре сюжета – реальные события декабря 1939 года, когда в Москве была предотвращена эпидемия чумы. Metro поговорило с Улицкой о пересечениях её фантазии с сегодняшним днём, а также о бытовых испытаниях самоизоляции.
Поделитесь, пожалуйста, кратким содержанием "Чумы". Сотрудник лаборатории, которая занималась изготовлением противочумной вакцины, действительно во время проведения опытов заразился чумой и приехал на конференцию в Москву. Болезнь проявилась в первый же вечер его пребывания в Москве, но до этого он выступил на конференции и контактировал с большим количеством людей. Все они могли стать носителями и распространителями чумы. Как, кому и какими методами удалось победить эту возможную эпидемию, рассказано в сценарии.
Насколько написанная история пересекается с реальными событиями в мире и России? К сожалению, о реальных событиях в Россиии мы иногда узнаем задним числом, а иногда и вовсе не узнаем. Кто знает о том, что в Москве в 50-х годах была остановлена эпидемия холеры? Только специалисты. Власть не хочет информировать население, чтобы избежать паники. Насколько это помогает в борьбе с пандемией, неизвестно. В этот раз меры борьбы с пандемией всё время запаздывают. Не только в России. И в Италии, и в Испании... Скрывать в этой ситуации значит увеличивать бедствие. Россия не явлется исключением – таким же образом пытались скрыть эпидемию чумы во Франции в 1920-м году. Об инфлюэнце, которая тогда шла по миру, знали, а о завезённой с корабельными крысами из Африки чуме почти не знали.
Вас страшит реальность? Градус страха в большой степени зависит от цивилизационного уровня и от правильных решений государства. Не говоря уже о том, что финансирование на науку во время эпидемии повышается, а как только она заканчиваются, ученые лишаются денег на исследования. Так произошло во время эпидемии ВИЧ-инфекции. Прививка, над которой работали в Пастеровском институте в Париже, так и не была доведена до полной готовности. Про Россию и не говорю – если бы военный бюджет в нашей стране был поменьше, а финансирование науки побольше, население меньше пострадало бы.
Вы бы хотели, чтобы по сценарию "Чума" сняли кино? Планируете ли предлагать его продюсерам, режиссёрам? Сценарий сложный, достаточно дорогой в работе, режиссёрам я его практически не предлагала. Единственный, кто его смотрел, был Владимир Мирзоев, мой хороший знакомый. А бегать с предожениями я не умею. Написала, отложила. И сейчас, когда сценарий "висит в Сети", я пока никаких предложений не получала. Хотя на сериал просто просится. В этом и есть главная сложность работы драматурга. Он всегда делает полупродукт, а реализацию этого полупродукта осуществляет режиссёр. Кстати, это причина, почему я предпочитаю писать прозу, а не сценарии и пьесы.
Насколько ваша повседневная жизнь изменилась после начала пандемии? Практически не изменилась. Мы с мужем домашние животные. Работаем дома. Правда, дом наш стал пустоват... В прежние годы он всегда был полон друзей, но как раз в последние годы круг общения сократился: кто-то уехал, кто-то умер, кто-то дома сидит из-за болезни. А друзья молодые нас берегут, не заходят, но звонят, всегда готовы на ручку двери повесить продукты. И даже дети друзей звонят, справляются, не надо ли чего. Это трогает до слез. Сейчас происходит большая проверка "на вшивость". И это интересно. Честно признаюсь: мне всё происходящее дико интересно. И не скучно ни одной минуты.
То есть, самоизоляция вам совсем не в тягость? Пока всё прекрасно. Но что мы запоём через две недели... два месяца? Не знаю. Но пока от самоизоляции я получаю больше положительных эмоций, чем отрицательных. Много совершенно не обязательных дел отпало, и это как раз даёт дополнительную свободу...
На что тратите образовавшееся свободное время? Для меня это просто подарок: столько всего сделала, до чего прежде руки не доходили. И ещё целая очередь в списке дел. От всяких "умных" занятий до починки одежды. Мы из тех чудаков, которые любят старую одежду и чинят её. Книги в своей библиотеке разбираю, а ведь ещё есть письма за много лет. Тех лет, когда ещё люди писали друг другу письма... Мы живём сейчас очень хорошо. Немного не хватает, конечно, прогулок. Но у нас есть велотренажёр. Муж включает свою любимую передачу про животных, а я смотрю на всяких зверушек и кручу педалями до упаду. Ещё у меня клён под окном. Он оживает, и за ним наблюдать очень увлекательно.
Можете порекомендовать книги, которые стоит прочесть для обретения стойкости духа в нынешней ситуации? Я сегодня ночью прочитала роман "Мы" Евгения Замятина. Роман написан ровно сто лет тому назад. Это первая остросоциальная утопия, которая подтолкнула Оруэлла к написанию его знаменитого романа "1984 год". Не буду пересказывать роман Замятина, но приведу одну цитату, меня восхитившую: "А завтра – неизвестность. Ни я не знаю, никто не знает... Неизвестно... Всё известное кончилось".
Но вообще самое правильное сейчас прочитать ту самую книгу, которая давно "на заметке", но руки не доходили. У каждого – своя.
По-вашему, после завершения пандемии мир станет лучше или хуже? Изменится ли человечество после этой страшной истории? Это и есть самый главный вопрос. Ответа у меня нет. Есть несколько вариантов сценария дальнейшей жизни, но даже говорить о них не хочу, чтобы не сказать оглушительную глупость. Давайте примем всерьёз слова Замятина: "Всё известное кончилось".