Армянская Богородица — путешествие иконы сквозь века
В 2012 году в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко состоялось необычное мероприятие — презентация иконы Божией матери. Это была икона, написанная по типу Богоматери Одигитрии [от греч. Οδηγήτρια — Путеводи́тельница. — Прим. ред,]. Именно этот образ, вошедший в новую экспозицию, стал сенсацией музея. А все потому, что экспонатом этим оказалась легендарная икона Армянской Богородицы. История странствий иконы — настоящий детектив, так как армянская Божия Матерь исчезла с поля зрения искусствоведов еще в начале 1920-х годов. Прежде чем оказаться в коллекции музея, одна из самых почитаемых духовных реликвий армян Украины прошла немалый путь, который начался и закончился в одном городе — Каменце-Подольском. Драматургические подробности выяснила Алиса Поплавская — обозреватель культуры Армянского музея Москвы.
За все время своего существования Каменец-Подольский был домом для людей разных культур и религий. В раннем Средневековье в городе образовались три общины: армянская, украинская и польская. Икона Армянской Богородицы, которая находилась в старейшем соборе Святителя Николая, почиталась представителями всех христианских конфессий, поэтому церковь иногда так и называли «Церковь Святой Богоматери» [«Ачакатар Аствацацин». — Прим.авт.].
Минас Бжишкян [он же Мина или Медичи — монах армяно-католического монастыря мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции. — Прим.ред.] изучал армянские колонии в Восточной Европе и в своей книге 1830 года написал: «Церковь святого Николая — одно из самых выдающихся зданий города и является знаменитым местом паломничества христиан из-за чудодейственной иконы Богоматери. Эта церковь каменная, украшенная колоннами, обширная, высокая и красивая, имеет шесть алтарей, в главном большом и великолепном алтаре есть икона святого Николая, в том же алтаре находится чудодейственная икона Богоматери, заключённая в медную рамку, которую открывают каждый субботний день». Следует отметить, что по субботам на молебны в армянский храм стекались все жители города.
Некоторые из исследователей считают, что икону Армянской Богородицы доставили в Крым в X веке из города Ани — царства Багратидов [Багратиды — армянский княжеский род, одна из самых значимых княжеских династий Закавказья. — Прим. ред.], а затем её купили армяне-переселенцы примерно в 1380 году. Историк Иосиф Ролле и подольский краевед Евфимий Сецинский писали, что икона была привезена в Каменец-Подольский из Херсонеса [современный Севастополь. — Прим. ред.] и находилась там до 1672-го.
Турецкий террор
Согласно преданию, когда на город был совершен один из турецких набегов, икону забрали и вывезли в Македонию, где в одной из турецких семей она служила доской для раскатывания теста. Однажды каменецкие армянские купцы, приехавшие в Македонию по торговым делам, увидели икону, выкупили её и вернули в родной храм. Это, конечно, легенда, но в основе лежат настоящие исторические события.
В 1672 году турецкие войска оккупировали Каменец-Подольский, а султан Магомет ІV напыщенно ступил на каменный пол кафедрального костела, сжимая в руках флаг с датой захвата города. Костёл превратили в мечеть, и вместо привычного звука колоколов жители услышали эхом разлетевшийся азан [призыв на намаз — молитву. — Прим. ред.].
Было решено, что польское войско покинет город, а все желающие смогут уйти вместе с солдатами. Оставшимся горожанам обещалась неприкосновенность жизни и имущества. В итоге Каменец-Подольский, вместе с остальными беженцами, покинули и многие армяне.
В мечети были преобразованы в основном католические храмы, а некоторые православные церкви отдали католикам, что вызвало возмущение украинского населения. Армянам разрешили проводить богослужение с условием, что они снимут в храмах колокола — согласно верованиям мусульман, перезвон пугает души их умерших предков, парящих над своим народом. Несмотря на это, армянское население чувствовало усиленный «интерес» к себе со стороны турок. Захватчики начали притеснять торговцев, страдали от захватчиков и армянские монахини-дивотки. Оставаться в Каменце-Подольском дольше стало невозможным, поэтому армяне решили покинуть город. Монахини не захотели расставаться с чудотворной иконой Армянской Богородицы и взяли ее с собой, чтобы образ Девы Марии духовно утешал их во время скитаний.
Изначально было решено вернуться в Армению. Историк Вартан Григорян в монографии «История армянских колоний Украины и Польши» писал, что в 1673 году 600 переселенцев, среди которых были знатные купцы и 14 каменецких монахинь, направились на юг. Достигнув берега Черного моря, они взяли три корабля и вышли в открытое плавание, где их настиг шторм. Лишь два судна спаслись, пристав у берегов города Сезополь. На одном из кораблей была икона.
Из 600 армянских колонистов всего 300 достигли суши. Они смогли обосноваться в Македонии и с помощью материальной поддержки армянина Абрама Челеби остановились в городе Филипполе [современный Пловдив. — Прим. ред.], где позже даже построили свою церковь. Здесь они вновь стали заниматься торговлей, но так и не остались в этих краях. «Прекрасная страна не привлекала их, — писал Григорян, — их взоры постоянно были обращены на далекий север, — в родную Подолию, которая так пострадала в борьбе с сильным врагом». [Подолия — историко-географическая область на западе и юго-западе Украины и частично в Приднестровье. — Прим. ред.]. Примерно через два года проживания в Македонии часть переселенцев вновь продолжила путь.
Странствуя долгое время, каменецкие армяне достигли города Львов. С ними прибыла и икона Армянской Богоматери, которую они поместили в Армянский кафедральный собор. Одни исследователи считают, что икону привезли три из четырнадцати монахинь. Остальные либо умерли, либо жизнь разбросала их по миру. По сведениям Григоряна, икону в 1682 году доставил во Львов каменецкий армянин Каспер Бутахович, который в итоге стал покровителем братства армян, покинувших Каменец-Подольский. Каким бы образом икона не оказалась в городе, она чудом осталась рядом с переселенцами и укрепляла их дух.
Годами армянский народ сохранял в чужой среде свои обычаи и культуру. «Армяне — это Восток под львовским небом», — написал польский историк Владислав Лозинский в работе «Патриции и обычные жители Львова в XVI и XVII веках». «Это кусочек Азии, брошенный на русскую землю, однако только в декоративном отношении, потому что в этой небольшой общине, длительное время напоминающей караван, отдыхающий во Львове, сохранялись принципы христианского общества, цивилизации и права».
Каменец-Подольский был освобожден от турков в 1699 году после заключения Карловицкого мирного договора между Австрией, Речью Посполитой, Венецианской республикой с одной стороны и Османской империей с другой.Через год после этого чудотворную икону Армянской Богоматери возвратили в Каменец-Подольский. Городу было нелегко устранить последствия войны, вернув все в первоначальный вид, поэтому икону сначала временно поместили в часовню святого Стефана, а после перенесли в отстроенную армянскую Благовещенскую церковь. Только в 1767 году храм святителя Николая отреставрировали и икону торжественно вернули на место. 27 июня 1791 года её повторно освятили и по благословению архиепископа Якуба Тумановича объявили этот день праздничным.
Так, с 1767 года икона Армянской Богоматери отвечала на молитвы прихожан в церкви святителя Николая вплоть до 1920-х годов, пока неожиданно во время разграбления храма её не украли. Есть сведения, что реликвия была увезена в Харьков, но после следы её затерялись.
Украденная и возвращённая реликвия
Прошло около 80 лет. Икона Армянской Богоматери считалась безвозвратно потерянной, но не была забытой. Польский исследователь Яцек Хшончевский настойчиво расследовал детали исчезновения иконы и смог обнаружить её в 2001 году в киевском Музее им. Богдана и Варвары Ханенко. Оказалось, что в 1942-м икона была передана Национальному музею искусств из фондов Всеукраинского музейного городка, который в то время находился на территории Киево-Печерской Лавры. Это подтверждают документы Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, в которых запись 1936–1937 годов свидетельствует о поступлении некой иконы из Каменца-Подольского. Сам Хшончевский предполагал, что икона Армянской Богоматери попала из краеведческого музея города Ровно. Впрочем, источник информации остался неизвестным, а по данным самого музея ни одна икона после военного времени в Киев не передавалась.
И все же сомнений, что это «та самая икона», не остается. Подтверждением служит ее цинкография из храма святителя Николая, опубликованная в 1895 году в монографии Сецинского «Город Каменец-Подольский». Единственное отличие между Армянской Богородицей, изображенной на фото, и иконой, представленной в 2012 году, — это отсутствие металлической ризы и привесок на окладе, которые закрывали образ.
Несмотря на все доказательства, главные вопросы об иконе из коллекции Национального музея остались открытыми.
Кто, где и когда создал икону Армянской Богоматери?
Минас Бжишкян описывает икону Армянской Богородицы так: «Вся покрыта серебром, кроме прекрасного, лучезарного лица, и в лучах над головой есть надпись золотыми письменами, которую до сих пор никто не сумел прочесть. Некоторые уподобляют их иудейским буквам, а другие — иным». На самом деле существуют две надписи, которые на тот момент еще не расшифровали: «Царица небесная, радуйся, ибо родила Его…» и под иконой — «О, Мария, мать Христа, Дева». Обе написаны на латыни и стилизованы под готику. В Музее им. Богдана и Варвары Ханенко считают, что икона создана неизвестным художником чешской школы XVI века. Это, на первый взгляд, крайне спорно, учитывая, что, так же, как и сейчас, в XVI веке Армянская церковь была Апостольской — традиционной, поэтому надписи могли быть выполнены только на армянском языке. Унию Армянская церковь в Украине приняла лишь в 1630 году. Остается оттолкнуться от предположения, что икона прибыла в Каменец-Подольский из Крыма в 1380-м.
В Крыму XIV–XV веков проживали люди, принадлежащие к разным христианским конфессиям: православные, армяне традиционного обряда, римо-католики. Украинский ученый и армяновед Ирина Гаюк в «Энциклопедии армянской культуры в Украине» находит подтверждение существования в то время и униатов армяно-католиков. Изучая историю, Гаюк обнаружила, что еще в начале XIV века в Каффе [современня Феодосия. — Прим. ред.] появилось учебное учреждение армянских униатов, а в 1333 году они сами открыли в Каффе свой монастырь. В это же время в городе находился один из главных центров культуры и образования крымских армян — монастырь Святого Антония. В 1439 году делегация армян во главе с архимандритом Саргисом, руководившим этим монастырем, подписала Флорентийскую унию. Эти факты, несомненно, указывают на возможность появления у армянских диаспор икон католического типа.
Имея эти доказательства, Ирина Гаюк, тем не менее, опровергла свои же доводы. Ей показалось сомнительным, что в Крыму, где невероятно долго сохранялись традиции древнеармянской миниатюры, была написана икона Армянской Богоматери. А если вспомнить, что в XVI веке Крым захватили турки и католические центры временно перестали действовать, это кажется еще более неправдоподобным.
По прошествии стольких лет происхождение чудотворной иконы Армянской Богородицы остается неразгаданным, а история её — поистине удивительной. Кто бы ни работал над созданием иконы, он подарил армянам в Украине защитницу и помог преодолеть испытания, выпавшие на их долю.
Журналист, искусствовед Алиса Поплавская специально для Армянского музея Москвы