«Не думать, как покрыть расходы здравоохранения»: о чем министр Мурашко рассказал коллегам из G20
«Наша система здравоохранения имеет сильную стационарную часть и систему мер, направленных на профилактику»
Еще 30 марта Михаил Мурашко, отчитываясь о готовности больниц к приему пациентов с коронавирусом, заявил, что на тот момент было подготовлено 78 тысяч коек, и добавил, что общее количество коек, которые должны быть развернуты, достигнет почти 100 тысяч.
В начале апреля правительство утвердило перечень находящихся в Москве федеральных медучреждений, подлежащих перепрофилированию. В список вошли 29 клиник, а общая численность коек в них к 15 апреля должна была достичь 10,3 тысячи.
При этом уже 10 апреля вице-мэр Москвы Анастасия Ракова говорила, что больницы и скорая помощь столицы работают на пределе, а в середине апреля Депздрав Москвы прогнозировал дефицит выделенных под лечение пациентов с COVID-19 коек. В связи с этим тогда было принято решение перепрофилировать еще 24 городских стационара. По состоянию на 20 апреля, в Москве зарегистрированы 26,3 тысячи случаев заболевания.
На совещании, состоявшемся 17 апреля под председательством Владимира Путина, ранее поручившим провести инвентаризацию всех государственных и частных клиник для оценки их готовности к оказанию медпомощи пациентам с COVID-19, Михаил Мурашко в очередной раз рассказал, что к 28 апреля в России планируется развернуть 95 тысяч профильных коек.
На тот момент было подготовлено более 72% планового коечного фонда. Иными словами, было развернуто 68,4 тысячи коек, что не соответствует заявленному в конце марта показателю в 78 тысяч.
Теперь в регионах планируется подключить к борьбе с эпидемией еще 44 медорганизации, в том числе федеральные, что прибавит коечному фонду более 5 тысяч мест. Всего по стране на перепрофилирование медучреждений выделено 78 млрд рублей.
«Сегодня каждый пациент с COVID-19 находится под контролем специалистов, получая все необходимое современное лечение»
На 20 апреля в России зарегистрировано 47,1 тысячи случаев заболевания, за последние сутки прибавилось 4,3 тысячи. При этом выздоровели 3,5 тысячи человек. Нагрузка на медицинский персонал постоянно растет, увеличивается, как уже было сказано, и количество профильных стационаров, но нельзя с уверенностью заключить, что кадров достаточно.
Поэтому Минздраву пришлось экстренно упрощать допуск врачей к работе, вузам – внедрять дистанционные программы обучения объемом 36 часов. Региональные власти и медучреждения открыли вакансии для врачей любых специальностей. Стимулировать медиков работе с COVID-19 пытаются финансовыми мерами – на доплаты из федерального бюджета выделено 46 млрд рублей.
В то же время главный санитарный врач Санкт-Петербурга Наталия Башкетова из-за ухудшения эпидемиологической обстановки запретила медикам совместительство. Против этой меры уже выступили участники регионального рынка медуслуг, указавшие на риск сокращения доступности неотложной медпомощи (плановая медпомощь в городе уже давно приостановлена), а также адвокатское бюро «Онегин» и «Опора России».
«Национальная система медицинского страхования позволяет нам не думать о том, как покрыть расходы здравоохранения»
Расходы, действительно, немалые. При среднем тарифе лечения коронавируса в 200 тысяч рублей, совокупный объем затрат уже должен достигать 9,5 млрд рублей.
О перераспределении средств системы ОМС в пользу борьбы с COVID-19 Федеральный фонд ОМС уведомил региональные фонды еще в конце марта. Дополнительная «экономия» ожидается и от повсеместного ограничения плановой медпомощи, за исключением лечения онкологических, сердечно-сосудистых и эндокринологических заболеваний, а также гемодиализа. В то же время, отмечают опрошенные Vademecum участники рынка, значительная доля пациентов, будучи в группе риска заражения COVID-19, боится посещать медучреждения, тем самым усугубляя свое состояние.
Параллельно во Всероссийском союзе пациентов беспокоятся, что ограничение плановой медпомощи вызовет обострение хронических заболеваний. Организация обратилась к Михаилу Мурашко с просьбой разъяснить порядок получения пациентами лекарственной терапии по ОМС в новых условиях.
Еще один инструмент сдерживания расходов на плановую медпомощь – сокращение межтерриториальных расчетов, ставшее возможным после утверждения «особенностей» реализации программы ОМС. Часть плановой высокотехнологичной медпомощи может быть сокращена или отсрочена по объективным причинам – в связи с перепрофилированием федеральных медцентров.
Федеральному фонду ОМС уже предрекли недофинансирование из-за сокращения объема взносов вследствие потери россиянами работы и роста расходов регионов. «Не думать» об этой проблеме, и правда, можно, так как есть инструмент ее разрешения – транш из федерального бюджета на пополнение нормированного страхового запаса фондов ОМС. Какого он будет объема, пока неизвестно.
«Разработаны российские тест-системы, созданы национальные рекомендации для специалистов здравоохранения»
По состоянию на 20 апреля в России выдано 15 регудостоверений на диагностические системы для выявления SARS-Cov-2, и только на один тест на антитела к коронавирусу от ГНЦ ВБ «Вектор». Большинство тестов, действительно, разработаны российскими компаниями и научными организациями, в одном случае в создании такой системы принимал участие российско-японский консорциум «Эвотек-Мирай Геномикс». Совместное предприятие в общей сложности владеет тремя регудостоверениями на диагностические наборы в различных вариациях.
С момента начала борьбы с коронавирусной инфекцией Минздрав опубликовал уже пять версий временных рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции. Сначала в качестве лечения предлагались АРВ-препараты и препараты от гепатита С: лопинавир+ритонавир (Калетра от AbbVie и Калидавир от «Фармасинтеза»), рибавирин, а также препараты интерферонов. К четвертой версии в Минзрдаве от рибавирина отказались, зато добавили противомалярийные препараты хлорохин и гидроксихлорохин.
Позднее к ним добавился мефлохин, который в России производит только «Фармзащита» ФМБА России. Перечисляет Минздрав в рекомендациях и противовирусные препараты, находящиеся на стадии клинических испытаний: умифеновир (ТН Арбидол от «Отисифарма»), remdesivir от Gilead, а также favipiravir, который хочет привезти в Россию «Р-Фарм» и аналог которого разрабатывает «ХимРар» при софинансировании Российского фонда прямых инвестиций.
Еще одни разработанные Минздравом временные рекомендации касаются диагностики и лечения ОРВИ, поскольку каждый случай ОРВИ теперь должен рассматриваться как подозрительный на COVID-19. В ведомстве перечисляют противовирусные препараты осельтамивир (Тамифлю от Roche), занамивир (Реленза от GSK), умифеновир, энисамия йодид (Нобазит от «Авексимы») и риамиловир (Триазавирин от «Медсинтеза»). Правда, Минздрав добавляет, что эффективность медикаментозного лечения доказана только в отношении вируса гриппа. В составе комплексной терапии могут применяться и препараты интерферонов, отмечает Минздрав. При легких формах ОРВИ из-за схожести симптомов с COVID-19 до постановки диагноза рекомендовано принимать и малые дозы противомалярийных препаратов. В приводимых возможных схемах лечения Минздрав советует сочетать гидроксихлорохин и мефлохин с умифеновиром или рекомбинантным интерфероном альфа.