«Грозное предупреждение другим регионам»: зажжет ли бунт осетин остальную Россию?
1,5 тыс. человек, оставшихся без дохода из-за самоизоляции, вышли на площадь Свободы во Владикавказе. Власти ответили задержаниями
Сегодня во Владикавказе холодильник нанес первое в истории самоизоляции крупное поражение телевизору. Потерявшие работу вышли на площадь с требованием снятия недокарантина, а заодно попросили в отставку местное правительство. Татарстану такое пока не грозит, считают эксперты: здесь люди не так бедны, а власти более осторожны. О том, как выдержать самоизоляцию тем, кто «сегодня заработал — сегодня поел», перекинется ли бунт на другие регионы и при чем тут граждане СССР, — в материале «БИЗНЕС Online».
«НЕТ НИКАКОГО ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ЧТОБЫ ЗАГОНЯТЬ ВАС ДОМОЙ!»
Массовый протест против режима самоизоляции разразился сегодня в столице Северной Осетии Владикавказе. Около 1,5 тыс. человек вышли на площадь Свободы к Дому правительства с требованием прекратить режим самоизоляции и вернуть людям работу.
Полиция сначала остановила протестующих и провела ряд задержаний, но после небольшой стычки митингующие прошли на площадь, скандируя «Битаров, выходи!», сообщал телеграм-канал «Осетия». Освистанный толпой, глава Северной Осетии Вячеслав Битаров вышел к собравшимся. «Не я придумал такую политику, от этой болезни есть одно средство — посидеть дома. Если мне кто-то докажет, что коронавируса нет, я все опять открою», — сказал он собравшимся. В ответ люди стали требовать его отставки. Тот попытался оправдаться тем, что подобный режим вводится во многих государствах, а не только в России. «Во многих странах деньги людям дают, чтобы они дома сидели», — резонно замечает в ответ кто-то из толпы.
Выслушав достаточно скандирований о собственной отставке, Битаров в итоге покинул площадь. После него к собравшимся обращались депутат Госдумы Артур Таймазов и министр внутренних дел республики Михаил Скоков, призывая их разойтись мирно. Но политики не услышали в ответ ничего, кроме фразы «В отставку!».
Помимо экономических требований, протестующие требовали отпустить задержанных на площади организаторов акции — Рамиса Чиркинова, Арсена Бесолова и активистку Индиру Габолаеву, а также вдохновителя народного схода Вадима Чельдиева, который был задержан ранее. Битаров обещал отпустить всех задержанных сегодня, кроме Чельдиева — в отношении него заведено уголовное дело по ст. 207.1 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан»).
Еще 6 апреля финалист конкурса им. Магомаева, выпускник академии молодых исполнителей Мариинского театра и консерватории Чельдиев опубликовал в своем телеграм-канале видео, в котором призвал земляков нарушать правила самоизоляции, которые считает надуманными, и выйти на митинг 20 апреля. Из содержания телеграм-канала активиста ясно, что он является сторонником СССР, симпатизирует Иосифу Сталину и не признает нынешней «оккупационной» российской власти. В записях в своем телеграм-канале мужчина неоднократно призывал людей выйти не на митинг, а на народный сход. «Нет никакого чрезвычайного положения, чтобы загонять вас домой или мешать вам гулять по улицам», — подбадривал он подписчиков.
«НЕ ЗНАЮ, КАК У ВАС В ТАТАРСТАНЕ, НО ЗДЕСЬ БОЛЬШИНСТВО МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РАБОТАЮТ ВСЕРУЮ…»
Как рассказал нашей газете журналист из Северной Осетии Заур Фарниев, на площади Свободы рядом с Домом правительства сегодня были около 1,5 тыс. человек. По его словам, у протестующих нет лидера и требования к правительству размытые. Митинг начался очень стихийно, это произошло на фоне самоизоляции и потому, что у людей нет денег на существование в таком режиме. Поэтому все свелось к одному требованию — освободить Чельдиева.
«Люди пришли на площадь, к ним не применялось никаких силовых методов, несколько задержаний было, таких лайтовых. Пообещали сегодня отпустить. На площадь к народу вышел глава республики, общение длилось где-то час. Но вы же понимаете: раз нет лидеров и четких требований, все вылилось в лозунги „Уходи в отставку!“, „Откройте школы!“, „На что нам жить?“», — рассказал Фарниев.
По его словам, у осетинцев, которые вышли на улицу, уже закончились деньги. «Я не знаю, как у вас в Татарстане, но здесь большинство малых предпринимателей работают всерую, им рассчитывать не на что. Владимир Путин заявил, что государство поддержит население, но люди на такое не надеются, потому что они официально нигде не работают. Это мелкие-мелкие предприниматели: таксисты, мастера маникюра, продавцы местных магазинчиков, строители, которые делают ремонты в домах. Если они не работают неделю-две, у них заканчиваются деньги. Такие люди сегодня заработали — сегодня поели, у них нет стабильной зарплаты», — пояснил журналист.
Кроме того, по его словам, в Осетии большие проблемы с коронавирусом. В регионе уже было несколько вспышек заболевания в больницах и чаще других страдают врачи. «Очень много заболевших у нас именно среди медиков. Через две недели врачи закончатся, их просто не будет, они все станут лежать или дома на самоизоляции, или в больницах», — предположил Фарниев.
Как сообщает телеграм-канал «Осетия», к вечеру толпа начала расходиться. Над площадью стали кружить военные вертолеты, а въезды в город были перекрыты — якобы для того, чтобы на митинг не съезжались жители сел. Оставшуюся часть протестующих без применения спецсредств начал оттеснять ОМОН, митингующие в ответ стали забрасывать полицейских кусками гранита. Также сообщается о жестком задержании водителей, отъезжающих с места митинга.
Стоит отметить, что это не первое выступление осетинцев против режима самоизоляции: еще 5 апреля аналогичная акция прошла в североосетинском Дигоре. В ней приняли участие около 100 человек. Был задержан один из участников мероприятия, которого отпустили на следующий день.
А в недалеком Ростове-на Дону жители прибегли к онлайн-митингу, воспользовавшись приложением «Яндекс.Карты»: они делали там пометки о ДТП, сопровождая их своим мнением о сложившейся ситуации из-за карантина и связанных с ним лишений. Такие же виртуальные митинги прошли в Уфе, Екатеринбурге и Красноярске.
«КОРРУМПИРОВАННЫЕ РЕЖИМЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ РЕСПУБЛИК СЛИШКОМ ПРИЖАЛИ РЯДОВЫХ ГРАЖДАН»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить истинные причины и перспективы повторения североосетинского демарша в других регионах.
Максим Шевченко — журналист:
— Я думаю, что подлинная причина протеста — просто хамское отношение властей к народу. Как будто мы не живые люди, а какая-то социологическая погрешность в их отчетах перед Путиным. Людей просто взяли и лишили работы, возможности зарабатывать деньги, жить… И ничего не рассказывают, не объясняют, врут направо и налево о масштабах эпидемии. Зарабатывают деньги на разного рода сомнительных препаратах или тестах либо на чем-то еще таком. Вместо того, чтобы открыто вести диалог с народом как зрелым гражданским обществом, вместо того, чтобы разговаривать с людьми, объяснять им угрозу болезни, а она на самом деле очень опасна, вместо того, чтобы посоветоваться с населением, как быть лучше, к гражданам относятся просто как к заключенным, или как к крепостным, или как к рабам, которых можно просто пинками разогнать по домам, раздать номера и сказать: «Сидите тут!». А на вопрос «Как нам жить?» ответить: «Мы не обязаны вам помогать». Как уже заявила Эльвира Набиуллина. Мне кажется, вот причина всего этого.
Может ли пожар протеста перекинуться на другие регионы? Я думаю, что система подобного очень боится. А избежать этого можно просто человеческим нормальным разговором с людьми и социальной, финансовой помощью. Даже в самых отмороженных капиталистических государствах, даже в США помогают своим гражданам. Жителям социальных районов, которые ни разу в жизни таких денег в глаза не видали, раздают по тысяче долларов. А у нас что происходит?
Евгений Крутиков — журналист, политический обозреватель:
— К сожалению, в Северной Осетии есть определенное количество горлопанов, некоторые из которых даже не совсем адекватны с точки зрения психики. Там имеется, например, персонаж, который несколько недель назад пытался штурмом взять больницу, прорваться внутрь, потому что, по его мнению, не существует никакого коронавируса вообще! Потом мужчина убежал в Москву, где его задержали и депортировали во Владикавказ. Наверняка тут протестная составляющая есть, но дело в том, что в Осетии (и в Северной, и в Южной) медицина вообще является очень проблемной вещью. И вопрос не только в наличии или отсутствии каких-то медикаментов либо в чем-то еще, а в том, что внутри больниц очень странные взаимоотношения. Там регулярно возникают то коррупционные скандалы, то инциденты с назначением врачей. Во Владикавказе это вообще обычная история. Там главврачи центральной городской больницы меняются очень часто даже в течение года, причем именно в силу того, что происходят какие-то странные истории. Кто-то на кого-то пишет подметные письма, кто-то кому-то родственник. Очень часто назначения идут не по профессиональным признакам, а по родственным связям или принадлежности к какой-то фамилии. Все это людей, конечно, бесит. Так что там может быть и то и другое, 50 на 50. Общая проблема медицинского характера действительно есть, даже не связанная с коронавирусом. И, безусловно, существует некоторое количество плохо вменяемых людей, которые на этом делают себе карьеру.
А может ли подобное перекинуться на другие регионы… Я думаю, что нет. Данная история очень специфична и связана с ситуацией именно в Северной Осетии — Алании. Я считаю, даже в соседней Кабардино-Балкарии этого быть не может. Наверное, проблема аналогичного типа в Ингушетии, тем более что там резкий рост заболеваемости в силу высокой плотности населения. Но экстраполировать подобное на всю страну нельзя. Это как раз та самая ситуация, когда местные особенности идут впереди общей картины мира.
Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:
— Я думаю, что это мировой тренд. Сейчас довольно много конспирологических теорий распространяется, в том числе и через соцсети, но дело-то в другом — власти берут на себя политическую ответственность и вводят ограничительные меры, для того, чтобы остановить распространение инфекции. Я думаю, что население, которое протестует таким общественно опасным образом (потому что на таком сходе как раз и можно получить очередную порцию заболевших) должно относиться ответственно к этой ситуации. Подобного рода выражение мнений возможно после того, как станет ясно — действовали ли власти оправданно, либо это были неоправданные ограничения. Но на данном этапе это совершенно деструктивное поведение. Надо все-таки включать разум и реагировать адекватно. А предъявлять претензии можно будет потом. В том числе и в судебном порядке.
А перекинется ли это на другие регионы… Может. Но не хотелось бы. С другой стороны, это общемировой тренд, практика подобного рода поведения граждан в других странах существует и не вызывает у основной части населения ни сочувствия, ни понимания.
Сергей Сергеев — профессор КФУ, доктор политических наук:
— Анализируя подобные события, не нужно исходить из того, что есть какие-то злобные силы, которые только и мечтают, как бы и где бы чем-нибудь напакостить. Нужно применять принцип Оккама. Меня, например, все эти массовые беспорядки или массовые выступления во Владикавказе в общем-то особенно не удивили. Вероятно, подобные всплески недовольства можно ожидать и в других регионах. Во всяком случае, мне пришла в голову такая аналогия, как холерные бунты 1830-х годов, когда во время эпидемий холеры крестьяне расправлялись с «четырехглазыми» докторами, которые дезинфицировали колодцы, считая, что на самом деле эти доктора колодцы отравляют. Однако дело здесь было не только в темноте и дикости крестьян, они хорошо понимали, чего хотели. Они говорили, что «нам здесь важна не холера, а чтобы вашего проклятого дворянского семени на земле не было». Это была такая определенная форма классовой борьбы, классового антагонизма. Точно так же и здесь. Видимо, коррумпированные режимы северокавказских республик слишком прижали рядовых граждан, лишив их каких бы то ни было средств к существованию. И на это наложились, конечно, конспирологические теории. Один из задержанных лидеров этого протеста как раз и развивал теорию о том, что никакого коронавируса на самом деле нет.
Но фактически это протест не столько против самоизоляции, сколько против тех невыносимых условий, в которые были поставлены рядовые, обычные граждане. И, конечно, если бы им была оказана помощь по примеру того, как это делается в странах Западной Европы, то этого всплеска бы и не было. Это показало бы, что правительство заботится о рядовых гражданах. Поэтому произошедшее во Владикавказе должно быть грозным предупреждением для других регионов. Потому что самоизоляция самоизоляцией, но она не должна скатываться в голую полицейщину и не должна оставлять людей без средств к существованию.
Возможно ли такое в Татарстане? Сейчас, во всяком случае, я никаких предпосылок к этому не вижу. Но я думаю, что наши республиканские власти достаточно осторожны и умны для того, чтобы не создавать предпосылок для подобных выступлений.