Мятеж в «Тулпаре»: арендаторы Наиля Сулейманова требуют вернуть свой товар
Инстадива из Челнов, арендующая магазин в крупном челнинском ТЦ, возглавила группу предпринимателей, у которых встал бизнес
50 бизнесменов в Челнах, недовольные предложенной скидкой в 26%, подписали жалобу в прокуратуру на президента холдинга «Тулпар» Наиля Сулейманова. Как утверждают арендаторы, им запрещают забрать товар, который можно продавать через интернет, и требуют полной оплаты аренды. У Сулейманова своя правда — на многочисленные просьбы о льготах для владельцев торговой недвижимости ему от властей пришли лишь отписки, а содержать площади безвозмездно глава союза рынков РТ не в состоянии.
«У МЕНЯ ИДЕТ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ. ЕСТЬ ЗАКАЗЫ, НО Я НЕ ИМЕЮ ДОСТУПА К ТОРГОВОМУ ПОМЕЩЕНИЮ»
Накануне 50 арендаторов челнинского ТВК «Тулпар» и ТК «Автозаводский», объединенные в холдинговую компанию президента Союза рынков РТ Наиля Сулейманова, собрали подписи под коллективной жалобой в прокуратуру на требования холдинга «Тулпар» по оплате аренды за апрель 2020 года. Об этом БИЗНЕС Online сообщила одна из предпринимательниц «Тулпара», владелица магазина женской одежды и представитель инициативной группы арендаторов Ирина Грегоржевская.
Как рассказала хозяйка торговой точки, счета на оплату арендаторам были выставлены 25 марта. Сумма ежемесячной постоянной части арендной платы у каждого арендатора в «Тулпаре» индивидуальная. Цена за «квадрат» составляет от 1800 до 2500 рублей, в пересчете на метры павильонов — от 10 до 150 тысяч рублей ежемесячно. В среднем же большая часть арендаторов оплачивает около 50 — 70 тыс. рублей в ТВК «Тулпар» и 20 — 30 тыс рублей в ТК «Автозаводский». К тому же, некоторые предприниматели арендуют несколько торговых киосков — соответственно, сумма увеличивается в два-три раза.
С 28 марта торговый комплекс закрылся, как и все крупные торговые центры страны. Не подпали под санкции лишь экобазар, где торгуют продовольственными товарами, овощами-фруктами и мясом, и магазин товаров повседневного спроса «Впрок». А 6 апреля в мессенджере What’s App в чате администрации арендаторам разослали приказ об установлении скидки на арендную плату. Как следует из внутреннего документа холдинга, подписанного гендиректором Сулеймановым, на время нерабочих дней приостановившим деятельность предпринимателям предлагалось оплатить арендную плату с 26-процентной скидкой. Сделать это бизнесмены должны были в срок до 15 апреля. Те же, кто не успеет, должны оплачивать аренду полностью.
Скидка — дело нужное, особенно в кризис. Однако ее размер устроил не всех предпринимателей, которых возмутило то, что скидка не обоснована никакими документами и расчетами. В итоге некоторые владельцы павильонов решили расторгнуть договора аренды и вывезти свой товар из «Тулпара». Но сделать это никто не смог. Как утверждает Грегоржевская, администрация холдинга в одностороннем порядке запретила доступ арендодателей к арендуемым помещениям и товарам. При этом арендаторы не имеют возможности организовать торговлю в режиме доставки и не могут освободить свои павильоны, чтобы минимизировать дальнейшие убытки.
«В „Тулпар“ я переехала 10 марта из ТЦ „Палитра“. С 20 марта у меня пошел договор. Площадь у меня небольшая — около 20 кв. м. У меня свой шоу-рум женской одежды. И сейчас у меня в „Тулпаре“ товара на большую сумму — миллиона на 2. Плюс торговое оборудование, — рассказывает предпринимательница. — У меня идет интернет-торговля. Большая часть покупателей идет через инстаграм, где у меня есть два аккаунта. Есть заказы, но я не имею доступа к торговому помещению».
Как отмечает хозяйка шоу-рума, размер требуемых платежей превышает расходы на содержание арендуемых помещений, кроме того, арендодатель не заключил допсоглашение о представлении отсрочки по уплате арендной платы, предусмотренной до 1 октября 2020 года, которую предоставило арендаторам правительство. Помимо этого проблема еще заключается в том, что люди не могут просто уйти, расторгнув договор. Более 150 арендаторов на этапе строительства вносили платежи на общую сумму более 400 млн с целью покупки помещений в собственность. Впоследствии с ними были заключены лишь договора аренды, а уплаченные взносы не возвращены», — утверждает Грегоржевская.
Пообсуждав ситуацию в общем чате мессенджера, предприниматели решили объединиться и написать коллективную жалобу в холдинг. Однако конструктивного диалога между сообществом арендаторов и руководящими лицами «Тулпара» не получилось, утверждает юрист Александр Румянцев, он же составитель жалобы, представляющий интересы арендаторов. «Собственник помещений по настоящее время действует в режиме требований к арендаторам по условиям ранее заключенных договоров аренды, что, конечно же, является нарушением ряда норм федерального законодательства и постановлений Правительства РФ, принятых в условиях режима повышенной готовности. Поэтому арендаторы были вынуждены применить адекватные меры для разрешения возникшей ситуации — обратиться с письменной жалобой к арендодателю и в прокуратуру города для соблюдения действующего законодательства, в частности по уплате задолженности по арендной плате не ранее 01 января 2021 года, поэтапности не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды, отсрочки на срок действия режима повышенной готовности, не применения штрафов и другой возможной ответственности, указанной в договорах аренды. Пока письменного ответа от собственника помещения получено не было, приглашения к диалогу также не поступало», — объясняет Румянцев.
Правовед считает, что администрация холдинга препятствует к доступу в павильоны с целью удержания товара и личных вещей в качестве неких ответных мер. Но такие действия арендодателя явно вредят осуществлению предпринимательской деятельности. Юрист опирается на постановление № 439 правительства РФ от 3 апреля 2020 г., которое гласит, что долг по аренде подлежит уплате не ранее 1 января 2021 года не чаще одного раза в месяц равными платежами, размер которых не превышает половину ежемесячно арендной платы, а отсрочка предоставляется на весь период повышенной готовности, то есть карантина. Также документ отменяет проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения аренды.
«Ситуация должна разрешаться в конструктивном диалоге представителями заинтересованных сторон. В частности, арендаторами мест в торговых центрах Москвы было предложено владельцам зданий отказаться от фиксированного платежа за квадратные метры и получать проценты от товарооборота. На мой взгляд, такое решение имеет право на жизнь в создавшихся условиях», — предложил в свою очередь Румянцев.
Отметим, что постановление № 439, на которое ссылается юрист, носит все-таки рекомендательный характер.
ЖЕНЩИНА РЕШИЛА ПРОСТО «ХАЙПАНУТЬ»
Накануне ближе к вечеру на личной страничке Грегоржевской в Вконтакте появилось видео, где она демонстрирует саму жалобу и подписи к ней, сообщая, что «50 подписей жертв „Тулпара“ лягут на стол прокурору».
В этой связи любопытно отметить в целом присутствие владелицы магазина в соцсетях. Себя она позиционирует как инстаблогера и журналиста. На вопрос — каковы тематики ее блогов и статей, бизнесвумен сказала, что она независимый журналист, не сотрудничающий ни с одним изданием, проводит независимые расследования, готовит материалы на социальную тематику. В феврале челнинка принимала участие в программе «Давай поженимся» на Первом канале, чтоб сразиться за сердце 43-летнего жениха из Москвы. В студии челнинка сумела заявить о себе. Если в качестве сюрпризов две другие участницы приготовили творческие номера — одна спела, другая станцевала, то Грегоржевская выбрала другой способ удивить жениха. По ее просьбе в студии установили кровать, на которую она пригласила суженого, чтобы почитать вслух.
Инстаграм Грегоржевской также соответствует фривольной тематике. Там она много позирует почти обнаженной или в белье. А кроме того, проводит инстаэфиры, последний такой прошел в начале апреля и носил название «Секс. Ваши вопросы — мои ответы».⠀
Сулейманов не скрывает своих негативных эмоций по отношению к Грегоржевской, считая, что женщина решила просто «хайпануть». Лично ее Сулейманов не знает, хотя, как утверждает, почти всех своих арендаторов помнит поименно. Но считает, что именно она является главным смутьяном, выносящим сор из избы. По словам владельца «Тулпара», все внутренние вопросы с арендаторами всегда решались через Совет предпринимателей рынка, где все являются адекватными людьми, а не через соцсети или надзорные структуры. «А там организатор пришла только 21 марта к нам. Через несколько дней объявили карантин. Она у нас вообще не работала. Ничего не продала и вот ходит баламутит людей», — высказался Сулейманов, пригрозив подать в суд за нанесение ущерба имиджу холдинга.
По самой сути дела владелец «Тулпара» сообщил, что скидка 26% была сделана им из добрых побуждений, так как вид деятельности арендаторов и арендодателей на тот момент еще не вошел в список льготников, которым положена отсрочка арендных платежей. Причем скидкой воспользовались порядка 10% арендаторов. На сегодня собрана 321 тысяча рублей, но этого не хватит даже на зарплату коллектива ТЦ. В штате холдинга 86 человек, все они сидят на самоизоляции и руководство должно по закону выплачивать им зарплату.
«И потом если сейчас появилась отсрочка, то никак она не касается коммунальных платежей, охраны, содержания зданий, — считает Сулейманов. — Потому что здания содержатся, ЧОПом охраняются, отапливаются, кондиционируются, клинингом обслуживаются. Товар в целости у арендаторов. А арендную плату нам лишь рекомендовали [снизить]. Но на сегодняшний день я не видел ни одного письма с просьбой понять предпринимателей или что-то у меня попросить. Почему-то все думают, что во всем виноват Сулейманов. А Сулейманов каждого арендатора любит, каждого выслушивает».
Собеседник издания утверждает, что весь коллектив торгового центра полностью находится на карантине и с предпринимателями просто некому работать. «Вот карантин кончится, выйдем и будем работать. Я сам сейчас на самоизоляции. Я взял неоплачиваемый отпуск до конца карантина. Цену на аренду не пересматривали, потому что все было внезапно. Мы в марте отработали, договора заключали, все за март оплатили, а потом конец марта — все внезапно. И у меня и юрист, и бухгалтер, и экономист, и администраторы — все в отпуске. Кто будет аренду пересматривать? Вот когда выйдут с каникул, будем считать, пересчитывать. А пока все ушли — нет никого. Если нет меня, нет людей, как их вопрос может решиться? Куда они торопятся? Часть недобросовестных арендаторов хотят просто под благовидным предлогом, под шумок, вывезти свой товар, не заплатив ни за коммунальные платежи, ни за содержание и сохранность. Увы, есть такие. Есть там неграмотные люди, которые хотят одним днем забрать и не платить. Это только их эгоистичные цели, чтобы потом мы не могли удержать товар для погашения задолженности. Потому что в договоре написано так: что за неуплату мы можем удержать товар. Но до такого, правда, еще не доходило», — признался Сулейманов.
Глава рынка считает, что вместо того, чтобы писать жалобы и разносить по городу коронавирус, предпринимателям следует сидеть дома. «Если придут они на рынок, их же полиция схватит. У них же нет ни пропусков, ни справок — ничего нет. Штраф получат», — говорит Сулейманов.
«АРЕНДАТОРОВ НАТРАВИЛИ ПРОТИВ АРЕНДОДАТЕЛЕЙ. ТАК НЕЛЬЗЯ!»
У Сулейманова относительно арендных платежей своя правда. «Меня не освободили от возврата кредита, меня не освободили от коммунальных платежей за энергоносители, от платежей за охрану, от налогов, у меня нет арендных каникул. Ни по одному пункту не освободили! Я должен все обязательства в полном объеме выполнить!» — восклицает владелец холдинга.
С начала карантина глава рынка уже написал в несколько инстанций — в администрацию города, бизнес-омбудсмену Фариду Абдулганиеву, министру промышленности Денису Мантурову, президенту Татарстана Рустаму Минниханову, председателю правительства РФ Михаилу Мишустину. В письмах он просил принять ряд мер по поддержке арендаторов торговых центров и компаний, владеющих объектами торговой недвижимости. В частности, Сулейманов предложил включить торговую недвижимость в список наиболее пострадавших отраслей, снизить ставку НДС и перевести НДС на начисление и уплату по поступившим денежным средствам, временно отменить остальные налоговые платежи за 2020 год, а по земельному налогу и налогу на имущество — за 2019 и 2020 годы, пересмотреть кадастровую стоимость объектов торговой недвижимости и земельных участков в сторону снижения, включить бизнес по управлению коммерческой недвижимостью в программу субсидирования 2/3 процентной ставки за счёт минэкономразвития и банков; ввести мораторий на внеплановые проверки торговых центров.
Однако на свои воззвания Сулейманов получил ответ только от правительств Татарстана и России о том, что письмо зарегистрировано и принято к рассмотрению. «Я искал во всех постановлениях хоть один пункт, которые бы меня поддерживал. Ни одного пункта я не нашел. Этот кризис самый тяжелый. Просто разделили людей. Один бизнес поддержали, другой бизнес опрокинули. Так нельзя. Это несправедливо. Просто стравили людей. Те, кто продают промышленные товары, ополчились на тех, кто продают продовольственные товары. Хаос идет. Арендаторов натравили против арендодателей. Так нельзя! Без бизнеса ни одно государство существовать не может. Если мы задушим бизнес, как будет существовать государство? Надо понимать это», — эмоционально заявляет Сулейманов.
В кризис люди брошены на самовыживание, считает владелец «Тулпара», и если предприниматели выживут, им опять придется искать общий язык с арендодателем. «Если я тоже выживу, если мой бизнес не обанкротится, — акцентирует Сулейманов. — А он уже в мае может обанкротиться, потому что за апрель мне нечем будет оплатить налоги и зарплату, энергоносители, потому что правительство разрешило арендаторам не платить аренду. А у меня кроме поступлений от арендаторов нет другого вида бизнеса. Вот такая патовая ситуация».
Впрочем, выход есть — по мнению Сулемайнова, если дадут возможность выжить владельцам коммерческой недвижимости, предоставят им льготы, то и арендодатели смогут предоставить льготы своим арендаторам. «А сейчас запрягли телегу впереди коня, — образно выразился глава Союза рынков. — Вот сказали бы мне: если ты, Сулейманов, дашь отсрочку арендаторам, мы тебе сделаем арендные каникулы, кредитные каникулы. Я ведь людей так долго приручал, приучал к себе. Мне их оттолкнуть тяжело будет. Я бы никого не отпустил. Я бы вошел в положение каждого. Но в мое положение никто не вник. А бесплатно содержать я никого не могу. Жизнь меня заставила выживать. И каждый раз меня заставляют выживать то бандиты, то дефолты, то беспредел, то теперь вирус непонятный. Должна быть четкая и ясная программа поддержки государства. Мы живем в государстве и думаем, что оно нас не бросит. А пока мы сами выживаем. И люди не понимают, что эту ситуацию не Сулейманов создал. И гнев обрушивается на тех, кто рядом».
Напомним, что холдинговая компания «Тулпар» объединяет в себе пять больших торговых площадок и фактически представляет собой реконструированный и облагороженный Автозаводский рынок. Масштабная модернизация началась еще в 2000 году. В августе 2009 года состоялось открытие трехэтажного здания. Как говорится на сайте торгового центра, посещаемость его составляет 300 тыс. человек в месяц. Площади ТВК «Тулпар» составляют 24,3 тыс. кв. м, здесь расположены магазины сетей «Впрок», Kari, Belle Fur, мебельные салоны, зона фуд-корта и множество павильонов с одеждой и обувью. Ранее Тулпар объединял более 2,5 тысяч арендаторов. Однако сейчас осталось около 1300.
За 2018 год выручка ЗАО «Холдинговая компания Тулпар» составила 269,3 млн, чистая прибыль — 37,4 млн. ООО «Торговая компания «Тулпар», также принадлежащая Сулейманову выручило 20,4 млн, прибыль составила 3,2 млн.