Об очерёдности самоликвидации коронавируса в русских, китайцах и европейцах
Когда в результате регулярных мутаций коронавирус выродится сам по себе? Кто первым придумал гнать спирт для профилактики чумы и всякой иной заразы? И почему в США по подозрению в шпионаже в пользу Китая арестован гениальный химик, который долгие годы работал на Пентагон? Об этом новый диалог Андрея УГЛАНОВА с советско-американским учёным-биохимиком, автором теории ДНК-генеалогии Анатолием Алексеевичем КЛЁСОВЫМ.
Полную версию видеодиалога главного редактора «Аргументов недели» Андрея УГЛАНОВА и советско-американского учёного-биохимика, автора теории ДНК-генеалогии Анатолия Алексеевича КЛЁСОВА смотрите на Youtube канале ЗА УГЛОМ
– АНАТОЛИЙ Алексеевич, недавно мы говорили с вами про коронавирус, но события развиваются стремительно. Только что китайский посол в Москве товарищ Чжан Ханьхуэй (Zhng Hnhu) заявил в интервью ТАСС, что в КНР изучают на генетическом уровне, откуда появился вирус «короны» в Китае? Это напомнило мне вашу теорию ДНК-генеалогии. По набору генов в ДНК вы можете определить, кто предки населяющих некую территорию народов? А сегодня китайцы распускают слухи о том, что и вирусы так можно изучать – их родословную.
– За каждым слухом, конечно, что-то кроется. Да и ситуация за прошедшие две недели крайне изменилась. В день нашего разговора в США было 4 тысячи умерших, сегодня – 40 тысяч, нарастает довольно быстро. Неудивительно, что многих людей всё больше интересует вопрос – что это такое? Разные это вирусы или один? Или разные линии вируса? 12 дней назад я сказал, что не хочу обсуждать слухи, но эта тема коснулась меня уже как специалиста.
Давайте, как на лекции, начнём с введения в тему. Вирус – это шарик диаметром одна десятитысячная миллиметра. Его поверхность – двойной слой липидов. Это жирные молекулы. Когда мы бросим жир в воду и потрясём, образуется много мелких шариков, которым в воде неуютно. Они стремятся друг с другом объединиться и образовать большие капли. Так же ведут себя и вирусы с двойной жировой оболочкой. Именно поэтому рекомендуют руки мыть с мылом, протирать спиртом, потому что жировая оболочка растворяется в мыле и в спирте. Вирус перестаёт функционировать.
– Ещё говорят, нужно не только руки мыть, но и пить спирт, водку.
– Водку, а точнее дистиллированный спирт, начали пить во времена чумы в Европе. А спирт попал в Европу в VIII веке нашей эры, его принесли арабы. Поэтому и назвали «алкоголь», потому что по-арабски – это «ал ко ол», «святая вода». Никто его не пил. Ситуация прорвалась в Европе во время чумы. Это 1346–1352 годы. Умерли 25 миллионов человек. Спирт был как анестезия, умирать было проще. Протирать руки спиртом – это более эффективно.
Итак, два слоя липидов, под ними несколько слоёв белковых молекул, белка, который тоже держит каркас. И в эту «шубу» завёрнута одна цепочка РНК. ДНК – это дезоксирибонуклеиновая кислота, РНК – рибонуклеиновая кислота. В построении цепочки РНК задействованы те же 4 нуклеотида, что и в ДНК. Но, к примеру, в ДНК игрек-хромосомы человека используется 58 миллионов нуклеотидов, этих маленьких блочков, каждый размером с молекулу столового сахара. А в РНК коронавируса примерно 30 тысяч нуклеотидов. Это намного более коротенькая цепочка. 30 тысяч тоже много, но по сравнению с ДНК это вообще ничто.
Это длинное сооружение в одну цепочку завёрнуто в ту самую «шубу». Дальше интересно, как работает коронавирус. Он не зря так называется. Из-за сходства с солнечной короной – на поверхности вируса много шипов. Они играют роль отмычек. Вирус – это в немалой степени домушник. Он проникает в человека, подходит к клеткам и своими шипами, как отмычкой, «нажимает» на нужные точки, и клетка пускает его к себе внутрь. И он начинает её пожирать изнутри, потому что ему нужно размножаться, в этом его биологическая задача. Ему нужно создавать себе подобные вирусы.
Так появляются детки вируса и совершенно по-бандитски начинают в первую очередь из клетки выдирать нуклеотиды, а также и белки, и жиры. Им нужно построить нужную оболочку. Так появляется много вирусов – это и есть одно поколение. Одно инфицирование. Родитель-вирус проинфицировал, вошёл, создал вирусов-деток, и это одно поколение.
Человек кашлянул, вирусы вылетают, идёт процесс дальнейшего распространения вируса. Этот вирус делает идентичные копии, и здесь первая аналогия с ДНК-генеалогией. И я ввожу новый термин – РНК-генеалогия. Когда вирус размножается, внутри клетки человека начинается такая же сборка новой цепочки РНК. Как на конвейере, на заводе, если рабочий устал, он рано или поздно сделает ошибку – возьмёт другую деталь и вставит её. Следующий рабочий делает то же самое, уже с ошибкой.
Так происходят ошибки и в природе. Их называют «мутации», и они накапливаются. Допустим, вирус делает одну ошибку на поколение. На 30 тысяч нуклеотидов вместо одного нуклеотида из четырёх вставил другой. Такой вирус размножился дальше, ушёл на другого человека, а там вновь хотя бы одна ошибка на поколение. Это уже две мутации, три мутации… И они все разные. В ДНК-генеалогии мутация идёт от отца к сыну через игрек-хромосомы, и в среднем на поколение происходит одна мутация на 58 миллионов нуклеотидов. Это очень долгий процесс – идёт веками и тысячелетиями. А здесь одна мутация всего на 30 тысяч нуклеотидов. Скорость мутации – невероятная. И необязательно мутирующий вирус будет страшнее предыдущего. Часто – наоборот.
– ГЕНОМ человека удачно и успешно расшифровывается. Научились. Геном вируса расшифрован или нет?
– На сегодняшний день расшифровано уже больше трёх тысяч геномов вируса. Представляете, как пашут учёные в мире? Карта составлена полностью, всё пронумеровано и вошло в каталоги.
– Для чего нужно составлять такую карту?
– Это нужно, как и в ДНК-генеалогии, чтобы изучать направления миграции. Сразу выяснилось, что по мутациям вирусы разные. Стало известно, где китайский вирус, где вирус французский, где испанский. То есть по характерным конфигурациям нуклеотидов в цепочках РНК стало ясно, откуда вирус пришёл. Недавно нашли первого человека, который заразился в штате Вашингтон. Это север Западного побережья США, столица Сиэтл. Оказалось, что вирус в штате Вашингтон китайский. Это определено чётко. Это как паспортизация вируса, как ДНК-генеалогия, как паспорт человека. Здесь то же самое. Поэтому прав был Трамп, который называл вирус китайским. В штат Вашингтон первый вирус пришёл из Китая.
Дальше взяли Нью-Йорк, проанализировали 80 геномов, и оказалось, что из штата Вашингтон пришёл один инфицированный, а 79 прибыли из Европы – Германии, Франции, Испании, Италии в первую очередь. В России, я думаю, есть специалисты, которые расшифровывают геном вируса и так же могут узнать источник его появления.
– Анатолий Алексеевич, какая разница, люди из Москвы или из Хабаровска? При чём здесь местоположение? Всё равно люди заболевают, и нужно с ними работать.
– Конечно. Но нужно понимание истоков. Получается дерево мутаций. Ствол – это родительский вирус. Он появился из мышей, и это доказано. Летучие мыши десятилетия назад приютили в себе коронавирус. То есть в самом стволе – рукокрылые. Дальше в разные стороны пошли ветви – мутации. Если все они не затронули патогенный центр вируса, который делает вирус агрессивным паразитом, то одна и та же вакцина может быть одинакова для всех. Но если мутации изменили патогенный центр, он стал другим, тогда вакцина должна быть для всех разной. По карте можно анализировать, универсальна вакцина или мы имеем дело с разными линиями мутаций, тогда универсальная вакцина не поможет. Надо создавать новые. К счастью, в процессе мутаций патогенный центр вируса может ослабевать. И в этом одно из объяснений того, что эпидемия сходит быстро на нет. Так всегда и было. Будет, я уверен, и сейчас. Поэтому, изучая картину мутации, можно получать представление о том, разные вирусы свирепствуют на поражённой территории или нет. Из этого ясными становятся и методы борьбы.
– И всё же многие говорят, что в этом вирусе видна рука человека. На американских сайтах университетов очень много материалов о том, что в разных штатах финансируются лаборатории, которые занимаются вирусологией. Мало того, некие учёные из Университета штата Огайо недавно пробурили на Тибете ледник и из глубины извлекли 56 видов вирусов, из которых 28 были вообще неизвестные. Зачем они это сделали, совершенно непонятно! 15 тысяч лет возраст льда, извлечённого на поверхность.
– Разделим вопрос на две части. Первое. Лаборатории, которые занимаются неблаговидными делами по созданию микробного, психологического или прочего оружия, без сомнения, есть. Другая половина проблемы – коронавирус создан в такой лаборатории или он природный? По опубликованным уже трём тысячам расшифрованных геномов ясно, что природный, руки человека там нет. С заявлениями уже выступили 27 крупнейших вирусологов: руки человека нет! Многие путают понятия «вирус вышел из лаборатории», то есть убежал природный вирус, этакий «нежданчик», из-за недостаточной квалификации какого-то сотрудника, и понятие «вирус сконструирован в лаборатории». В первом случае это, повторяю, природный вирус. Во втором – созданный искусственным путём. Так вот, те самые 27 вирусологов утверждают, что коронавирус, который злобствует сейчас, это – природный вирус. Ничего искусственного в нём нет. Часто спрашивают – а как это узнали? Так специалисту это сразу видно. Представьте, что некий мичуринец привил ветку берёзы на ёлку – это что, не видно?
Сейчас по Сети расходятся слова Люка Монтанье, вирусолога, нобелевского лауреата 2008 года, которые он произнёс в интервью французскому каналу CNews, что, мол, вирус может быть сконструированный и что в нём есть вставки. Но Монтанье ничего не показал, ничего не опубликовал, просто брякнул на словах. Так в науке не делают. То, что ему 87 лет, это вряд ли его оправдывает. То, что он француз с присущим многим французам чувством экстравагантного юмора, – на это тоже хотелось бы списать, но как-то не верится, что можно вот так брякнуть. Показательно, что ни одно СМИ в США слова Монтанье даже не упомянуло, ни в одних новостях это не прошло, а ведь это было неделю назад. То, что «ЦРУ приказало не упоминать», – это смешно, ЦРУ все СМИ не может контролировать, тем более что в этом многие обвиняют Китай, а не США. В общем, это из раздела ОМС, то есть «один Монтанье сказал».
– Но американские власти называют учёного из Гарвардского университета – Чарльза Либера. Мол, именно он взаимодействовал с китайцами и это его рук дело.
– Да, в США арестован крупнейший учёный, декан факультета химии и химической биологии Гарвардского университета Чарльз Либер. У него тьма научных премий, осталось получить Нобелевскую. Он работает на грантах, деньги почти немереные, потому что ему их выдают минздрав США и Пентагон – 15 миллионов долларов. Те, кто работает по грантам США, знают, что по грантам дают 200 тысяч, 300 тысяч, и это замечательно. Обычно – 50 тысяч, на которые мало что можно сделать, а тут 15 миллионов! Поскольку Пентагон тоже давал ему гранты, конечно, у него есть определённые ограничения в общении с людьми, в получении денег, тем более из-за рубежа, и тут он всегда был «под колпаком».
И вдруг выяснилось – Чарльз Либер на протяжении по меньшей мере пяти лет работал на Китай. Ежемесячно получал из Китая зарплату в размере 50 тысяч долларов. Помимо этого во время его командировок в Китай получал на карманные расходы ещё по 200 тысяч долларов. Деньги-то получал, но в документах, которые ему регулярно приходили, писал, что он ни с кем не контактирует, никаких денег не получает. Короче, утаил. Его арестовали за обман федерального правительства. Есть такая очень серьёзная статья. Включается сразу, как только в федеральных документах пишется неправда.
– То есть его прихватили…
– …за обман федерального правительства. Оказалось, что к коронавирусу он не имеет никакого отношения, занимается раковыми клетками. Он вообще не вирусолог. А взяли его в январе. И вдруг 2–3 недели назад стали говорить – вот кто, оказывается, работал на Китай, тем более в Уханьском университете. Но коронавирус к его деятельности, уже доказано, никакого отношения не имеет.
– Насколько хватит запала у коронавируса с учётом мутаций, чтобы он естественным образом сошёл на нет? Гриппозные эпидемии были каждый год. Только в США в сезоне 2017–2018 погибли от обычного гриппа 79 тысяч человек и 96 миллионов были заражены. Сегодня намного меньше. Когда, на ваш взгляд, мутации придут к тому, что грипп сойдёт на нет?
– На самом деле никогда, потому что вирус расходится, как ветви на дереве. Один сойдёт на нет, потому что его же мутации его же самого ликвидируют. Либо потому, что население приобретёт определённый уровень иммунитета. Я уже упоминал в прошлый раз о прививках, которые делали нам в далёком советском прошлом. И у нас иммунитет повышен. Да и сам вирус выдыхается, это известно. Но всегда будет какой-то другой. Другое дело, патогенный он будет или малопатогенный. Плюс в этом году впервые СМИ обрушились на эту проблему в гораздо больших пропорциях, чем они упоминали раньше.
– А почему в Китае всё так закончилось? Там же полтора миллиарда человек! Нам показывали умирающих людей! Что случилось? Китайцам уже и футбол разрешили, и театры, и магазины. А мы здесь сидим, как крысы в норах!
– В Китае они своё уже отсидели. Либо вирус действительно выдохся. Злобный вирус себя порушил, ликвидировав мутациями свою патогенность.
– А нам и патриарх помогает – ездит с иконой вокруг Москвы. Даже на вертолёте летает. Как тут не победить коронавирус и его сподручных бесов, что раскручивают истерику с пеной у рта! Спасибо вам за учёбу, и до новой встречи!