Теория об искусственном коронавирусе проникла в Кремль
Кремль пока не присоединился к сонму голосов западных лидеров, требующих призвать Китай к ответу из-за пандемии коронавируса. Владимир Путин ранее говорил, что за дракой между тиграми Россия, как умная обезьяна, предпочитает наблюдать со стороны — и, по всей видимости, в нынешней ситуации намерен придерживаться аналогичной тактики. Однако сомнения в правдивости предоставляемой китайцами информации уже появились: экс-министр здравоохранения Вероника Скворцова не исключила, что СOVID-19 может иметь искусственное происхождение. фото: kremlin.ru В марте министры иностранных дел «Большой семерки» не смогли подписать совместное коммюнике, так как не согласились с формулировкой «уханьский вирус», которую предложил госсекретарь США Майк Помпео.
Тогда подобные ярлыки казались неполиткорректными. А Китай рассматривался не как источник, а как первый пострадавший от еще не известной страшной заразы.
Но за какой-то месяц все круто изменилось. Теперь уже не только Дональд Трамп, которому надо как-то возвращать доверие избирателей и выигрывать выборы, настаивает, что вирус мог иметь лабораторное происхождение. Другие западные лидеры публично выражают сомнения в том, что КНР предоставил мировой общественности полные и исчерпывающие данные как о происхождении новой инфекции, так и о понесенных потерях.
«Само собой произошло что-то, о чем мы не знаем», — заявил президент Франции Эммануэль Макрон. А Ангела Меркель после призывов министра экономики Герда Мюллера раскрыть правду об источнике коронавируса, признала, что этот вопрос давно и широко обсуждается в правительстве ФРГ. «Чем прозрачнее Китай представит историю происхождения этого вируса, тем будет лучше для всех нас», — подчеркнула она.
В США сенаторы, которые разрабатывали санкции против России, уже подготовили законопроект о необходимости международного расследования действий Пекина и создания «механизма выплаты компенсаций»: Америка, считают они, может списать часть своего долга перед Китаем.
В Европе составлением счетов пока занимаются не политики, а журналисты, но суммы называются не менее внушительные. Так, по данным английских СМИ, Евросоюзу Пекин должен выплатить более $3 трлн.
Китай подобные претензии, естественно, опровергает. Доказательств искусственного происхождения вируса, по словам представителей китайского МИДа, не существует. (И в этом китайцев продолжает поддерживать ВОЗ) А грипп H1N1 и СПИД, которые впервые появились в США, унесли гораздо больше жизней, чем коронавирус. Иными словами: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Примерно в таком духе отвечает западным критикам Поднебесная.
Кремль в разгоревшейся дискуссии пока предусмотрительно не участвует. Год назад на пике торговой войны между США и Китаем Владимир Путин сказал, что в драке между двумя тиграми Россия предпочитает играть роль умной обезьяны, которая наблюдает со стороны. Эта тактика вполне применима и в нынешней ситуации.
По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «обмен критикой» из-за коронавируса похож на игру в пинг-понг, и это дело неблагодарное. Пандемия — это та ситуация, когда нужно отбросить распри и сплотиться для решительного ответа пандемии и ее экономическим последствиям. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, у него волосы дыбом на голове встают, когда он слышит призывы о компенсациях или об аресте китайской собственности за рубежом, если эти выплаты не будут сделаны.
Однако Москве нет особого смысла впрягаться за Пекин и ссориться из-за этого со своими западными партнерами. (Напомним, что в 2014 году друг Си мочал, когда Россия воевала с общественным мнением Запада из-за Крыма).
Владимир Путин любит выступать в роли миротворца, и для этого сейчас самое подходящее время. Не случайно последнее совещание по коронавирусу закончилось долгим рассказом президента о том, как важно в нынешних условиях развивать международное сотрудничество и поддерживать друг друга: сначала мы помогли Китаю, Италии и США, а теперь эти страны помогают нам со средствами защиты и комплектующими. Поскольку у Москвы нет неразрешимых противоречий ни с Пекином, ни с Вашингтоном, она вполне может взять на себя функции посредника, если в этом, конечно, возникнет необходимость.
В недавнем разговоре с председателем КНР Си Цзиньпином ВВП назвал попытки обвинить Пекин в несвоевременном информировании мирового сообщества контрпродуктивными. Однако особых оснований доверять китайским партнерам у Кремля, как выяснилось, нет.
Врач Елена Цыганова 20 апреля рассказала Владимиру Путину, что китайцы не пустили делегацию российского Минздрава ни в Ухань, ни даже в провинцию Хубэй. В тот же день экс-министр здравоохранения Вероника Скворцова не исключила, что коронавирус может иметь искусственное происхождение.
Смущают специалистов его размеры, поведение и отдельные фрагменты, в частности, фрагмент ВИЧ. «Происхождение требует тщательного изучения», — резюмировала Скворцова.
Между тем на прошлой неделе Люк Монтанье, лауреат Нобелевской премии за открытие ретровируса ВИЧ, дал французскому порталу Pourquoidocteur сенсационное интервью, в котором заявил: он обнаружил в геноме коронавируса последовательность вируса иммунодефицита, природным образом такое появиться не могло бы. Монтанье предполагает: коронавирус «утек» из уханьской лаборатории — и вряд ли утечка была намеренной.
По мнению нобелевского лауреата, китайцы пытались сделать «вакцину от заражения вирусом иммунодефицита человека, используя коронавирус».
Но есть и неплохая новость. Монтанье заявил, что, грубо говоря, для природы COVID-19 выглядит настолько неестественно, что природа пытается от него избавиться — именно поэтому он так стремительно мутирует, избавляясь от искусственных изменений. Это процесс ученый назвал «проблеском надежды», предположив: даже есть ничего не делать, коронавирус потеряет свою смертоносность. Правда, унеся до этого момента многие жизни.