Кого и как оштрафуют: Верховный суд разъяснил тонкости «коронавирусного» законодательства
Пандемия коронавируса стала еще и жесточайшим испытанием для судебной системы. В глубоком замешательстве все: адвокаты, истцы, ответчики, подсудимые. Даже судьи. Утихомирить паникующих юристов и участников тяжб и разложить по полочкам сегодняшние реалии попытался Верховный суд в специальном обзоре, посвященном правосудию в условиях пандемии коронавируса.
Что делать с процессуальными сроками и как подать апелляционную жалобу, если суды не работают? Что делать, если не успел подать иск до карантина? Почему одним за прогулку с собакой вдали от дома выписывают предупреждение, а других нещадно штрафуют?
Вот лишь малая толика вопросов, которые роятся в головах всех причастных к российской судебной системе. фото: Геннадий Черкасов
«У нас теперь всегда пять часов и всегда пора пить чай»
Самый больной вопрос в любом судебном деле – время и сроки. Не уложился в срок, пропустил последний день подачи иска или жалобы – гуляй. Но как быть, если все суды закрыты, а рабочие дни объявлены нерабочими? С какого момента начинать отсчет сроков? Где он – час икс, после которого срок считается пропущенным?
С точки зрения закона все просто. Схема такая: если у вас последний день подачи апелляционной жалобы выпадает на нерабочий день, этот самый последний день переносится на первый следующий за выходными рабочий день. То есть если крайний срок подачи документа выпал на субботу или воскресенье, идите подавать его в понедельник. С новым годом, майскими и прочими праздниками история точно такая же. В обычной жизни все просто и отлажено как швейцарские часы.
Но беда в том, что с «коронавирусными каникулами» эта схема не работает вообще. Объявленные указом президента нерабочие дни… не вполне нерабочие. Все сроки из-за этого сбились. Юристы и адвокаты чувствуют себя, как Шляпник и его компания в «Алисе в стране чудес»: «Мы поссорились со временем, и теперь у нас всегда пять часов, и всегда пора пить чай!»
На этот счет Верховный суд в новом обзоре разъясняет: нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля не могут считаться нерабочими днями в смысле, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни.
«Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации», — резюмирует ВС.
Это значит, что сроки подачи ходатайств, жалоб и других процессуальных документов сейчас не прерываются и никуда не переносятся. Если последний день у вас выпадает, скажем, на среду, 22 апреля, именно тогда и следует отправлять документ.
«Вирус непреодолимой силы»
А что, если я не успел подать апелляционную жалобу? Почта не работает, боюсь отходить дальше ста метров от дома, вообще боюсь показать нос на улицу!
На этот вопрос высшая инстанция тоже ответила. Позиция ВС такова: ограничительные меры, связанные с режимом самоизоляции, являются основанием для восстановления пропущенных процессуальных сроков. То есть даже если вы не уложились в отведенное законом время или ошиблись, высчитывая сроки с учетом «не совсем нерабочих дней», ничего страшного.
Как подчеркивает ВС в обзоре, сроки, пропущенные из-за ограничения свободного перемещения граждан, изменения в работе органов и организаций, подлежат восстановлению.
Не менее важный момент – что происходит со сроками исковой давности. ВС заключил, что нынешняя обстановка может быть отнесена к обстоятельствам непреодолимой силы. А значит и сроки подачи исков могут продлеваться на столько, сколько продлится эпидемия. Правда, здесь есть одно «но»: истцу придется самому доказать, что в дело вмешался форс-мажор и именно из-за него иск не был подан вовремя.
«Вывод о наличии или отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, препятствовавших своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, может быть сделан судом только с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, — подчеркивает ВС.
В целом, резюме неутешительное. Вам дали возможность подать иск, не посещая суд, через электронную приемную, по почте, курьером – как угодно. Не успели, не хватило денег на курьера, не оплатили вовремя Интернет – проблемы, по большому счету, ваши личные.
Правда, есть и нотка позитива.
«Невозможность для граждан в условиях принимаемых ограничительных мер обратиться в суд с иском (режим самоизоляции, невозможность обращения в силу возраста, состояния здоровья или иных обстоятельств через интернет-приемную суда или через организацию почтовой связи) может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока исковой давности и основания для его восстановления» — говорится в обзоре.
Но, опять же, «может» и «должно» — это арии из разных опер.
«Пандемия обнулит мои долги?»
Даже когда мир вокруг горит, надо надеяться на лучшее. Многие, следуя этой логике, решили, что раз вокруг царит хаос, то можно отодвинуть в долгий ящик платежи по долгам. Примерно такой же ход мыслей, наверное, был у поджигателей архива Никулинского суда Москвы, которые этой зимой решили радикально расправиться с неугодными судебными претензиями к ним.
Вердикт Верховного суда на этот счет жесткий: пандемия не волшебная таблетка от долгов.
Даже если распространение коронавируса признано форс-мажором, это не значит, что все могут в одночасье перестать платить по счетам. Позиция высших судей по этому вопросу аналогична как для граждан, так и для бизнеса.
«Признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников» — отмечается в обзоре ВС.
Правда, тут же идет оговорка: запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения граждан, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и прочие «радости жизни», могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы и освободить должника от бремени уплаты по счетам. Но, опять же, могут, а не обязаны. Все на усмотрение суда.
А как быть тем, у кого ни денег, ни сил держаться уже не осталось?
На это ВС комментирует, что по общему правилу отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения должника от обязательств. Но самоизоляция и экономика в режиме «стоп» — другое дело. Главное, чтобы поведение должника говорило о его разумности и осмотрительности. К примеру, если руководство кафе не разбазаривало деньги, но все равно не смогло оплатить поставщикам за поставленные продукты из-за того, что пришлось закрыться на карантин, суд такие долги спишет.
«Прогулка с последствиями»
Самый острый на сегодня вопрос – кто и как может привлечь гражданина за пробежку в парке или попытку погулять с собакой дальше 100 метров от дома?
Главное разъяснение от Верховного суда: наказать нарушителя режима повышенной готовности может только судья районного суда. Никакие штрафы платить на месте полицейскому гражданин не должен. Более того, по закону такое поведение расценивается как взятка. А страж порядка, пытающийся получить деньги не отходя от кассы – вымогатель.
Еще один важный нюанс касается сроков привлечения к ответственности. Как подчеркивает ВС в обзоре, нарушение правил поведения при режиме повышенной готовности или ЧС закон расценивает как длящееся. Это значит, что наказание за прогулку, выход из дома без причины или поездку без пропуска может последовать в течение трех месяцев. Рассматриваются такие дела по месту совершения правонарушения.
Наконец, Верховный суд разъяснил, кто за такое нарушение может отделаться предупреждением. Напомним, статья «Невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения» (статья 20.6.1 КоАП РФ) предусматривает наказание в виде предупреждения либо штрафа. Для граждан — от одной тысячи до тридцати тысяч рублей, для должностных лиц – от десяти до пятидесяти тысяч рублей, для ИП — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, для на юридических лиц – от ста до трехсот тысяч рублей.
Позиция ВС сводится к тому, что предупреждение может быть назначено кому угодно. Универсального рецепта нет, судьба нарушителя отдается на откуп судейскому усмотрению.