Истерика Беглова?
Почему губернатор Петербурга перешел на повышенные тона, говоря о бюджете, который «трещит по швам», и как на это отреагирует Кремль?
У Александра Дмитриевича Беглова, похоже, сдают нервы. Сегодня на заседании правительства Петербурга, которое проходило в онлайн-режиме, он говорил на повышенных тонах, периодически срываясь на крик. Виноватыми у Беглова оказались все, кто в период кризиса требует помощи из городского бюджета. А еще, если мы правильно поняли речь губернатора, - федеральный центр, который не спешит поддерживать город деньгами.
«Бюджет сегодня трещит по всем швам! А мы здесь говорим - вот это надо, вот то... Да, надо, я согласен полностью. Скажите, где взять деньги, и сразу дам. Поднимите шум на федеральном уровне, скажите - вот городу не хватает денег, на оборудование, на то, пятое-десятое», - заявил Беглов.
«Ты хоть как подпрыгни! Сегодня мне предлагают из «Жигулей» сделать «Мерседес», чтобы переоборудовать непрофильные больницы под другие. Это не просто так всё!» - продолжил губернатор Петербурга.
Если честно, после таких высказываний нужно уходить в отставку! Потому что это не речь губернатора - это речь прораба. Губернатор - хозяин, прораб - проситель. Это - разные поведенческие модели.
Завуалированные претензии в адрес федерального центра - совсем не то, чего ждут от Беглова в Кремле и на Старой площади. В условиях «коронокризиса» Путин делегировал в регионы максимальные полномочия, у губернаторов сейчас есть все возможности проявить себя. И вот эти жалобные нотки, нотки отчаяния в речи Беглова: «бюджет трещит», «поднимите шум», «городу не хватает денег» - абсолютно неуместны и несвоевременны.
Уже несколько глав субъектов федерации отправлено в отставку за последние дни. Хотя время - очень сложное. Беглову вроде бы никаких соответствующих сигналов не поступает. Но тут надо помнить, что предыдущий губернатор Георгий Полтавченко даже накануне своей отставки не верил, что его уход из Смольного состоится и, более того, предрешен.
Конечно, очередная смена градоначальника стала бы для нашего города печальным событием. Во-первых, это повлекло бы за собой дополнительную кадровую турбулентность по всей городской вертикали. Во-вторых, нет гарантий, что возможный новый назначенец был бы лучше нынешнего.
Уж сколько критиковали того же Полтавченко в среде творческой интеллигенции - и справедливо критиковали, а пришел Беглов - и те же самые люди теперь говорят: «Полтавченко в сравнении с Бегловым - Келдыш». (Хотя Г.С. с Келдышем связывают разве что самолеты, и то виртуально - величайший ученый был одним из главных идеологов советской космической программы, а бывший губернатор Петербурга служил опером КГБ в «Пулково»). Этот афоризм в последний месяц получил в определенных кругах такую популярность, что А.Д. теперь, если верить рассказам, за глаза частенько называют «Некелдыш». Без всякой, причем, злобы или иронии. Скорее - с сочувствием.
Так вот, возвращаясь к возможной отставке Беглова. Не будет ничего страшного, если она состоится даже во время кризиса. Вот заменили, к примеру, в Республике Коми Гапликова на Уйбу, - и хуже не стало. Так что нельзя исключать, что в ответ на сегодняшнюю истерику сверху прозвучит железное: «Не можешь справиться - уходи».
Есть тихое кресло полпреда в СЗФО, в котором Александр Дмитриевич ранее сидел, - туда бы и надо возвращаться. Потому что должность губернатора - это большая ответственность. А когда человек, ее занимающий, произносит фразы типа: «Где деньги возьмем? Мы уже и так считаем деньги, по крохам собираем!», «Я всем готов деньги раздать, законы принять, всё готов сделать. Но деньги нужны», - то тут ответственность не читается - читается нечто напоминающее панику.
Кстати, о деньгах и откуда их взять. В период предвыборной кампании Беглов обещал довести городской бюджет Петербурга до 1 триллиона рублей. «Нам нужно зарабатывать триллион в год, чтобы продвинуть Петербург вперед», - дословно говорил кандидат в губернаторы. Вокруг этой цифры была выстроена вся его агитация. Ну и что же теперь?
А теперь рухнули надежды и на рост поступлений в виде налогов и штрафов, и на финансовые реки из Москвы. Отсюда, вероятнее всего, и эти нотки отчаяния в выступлении Беглова.
«Хотелки - это хорошо. Но если только говорить «хочу», ничего не будет! Есть реальная ситуация, есть реальные деньги в бюджете!»
«Давайте конкретно говорить, без всяких хотелок. Здесь не нужна пиар-кампания какая-то!»
«Промышленность нужно поддерживать. И малый бизнес особенно нужно поддерживать. Но в меру своих сил и возможностей, а не какие-то хотелки!»
Это - очередные цитаты из выступления губернатора Петербурга. Бесконечным повторением слова «хотелки» он отреагировал на просьбу о выделении пострадавшим организациям малого бизнеса субсидий от города на выплату зарплат.
То есть нужды горожан, занятых (пока еще занятых!) в коммерческом секторе, - это, по версии Беглова, «хотелки». Однако бюджетникам тоже, вероятно, придется слегка ужаться.
По сообщениям СМИ, районные администрации Петербурга рассылают подведомственным школам веерные письма с предложением сокращения расходов. В частности, такое происходит в Калининском районе. Чиновники рекомендуют оптимизировать штатное расписание и конкретизировать использование надбавочных коэффициентов за дополнительную работу. Журналисты выяснили, что бюджет отрасли образования Калининского района на 2020 год может быть секвестирован на 789 миллионов рублей - «чтобы зарезервировать средства на противодействия распространению коронавируса».
Вот вам и бюджет в триллион рублей, и дотации Москвы, и 29 станций метро до 2032 года, и транспортная реформа, и арт-парк «Тучков буян», и перенос Судебного квартала, и прочие «хотелки» Смольного.
Что сейчас должна делать ответственная и умная власть? Срочно пересматривать городской бюджет, изыскивать возможности для экономии (не на системе образования и не на помощи гражданам), отказываться от ненужных трат. И - экономить на себе, публично демонстрируя солидарность с горожанами, которым сейчас очень тяжело.
Что мы видим на практике? К концу второго месяца кризиса Беглов принимает «эпохальное» решение: кураторство Комитета финансов передается от вице-губернатора Евгения Елина вице-губернатору Эдуарду Батанову. Это, дескать, будет способствовать наилучшей подготовке весенней корректировки городского бюджета.
Господа, вы смеётесь над городом или издеваетесь?! Бюджет уже нужно было пересмотреть и утвердить, а у нас идут игры в «кураторов».
Елин, Батанов, кто будет следующим куратором бюджета - Соколов, Княгинин, а может «вице-хирург» Эршашев или сама Ирина Петровна Потехина?
В Петербурге - 11 вице-губернаторов! Это и в «мирное»-то время - с избытком, а сейчас, когда в разгаре кризис, - куда их столько? У мэра Москвы Сергея Собянина - всего 7 заместителей. А население столицы - почти вдвое больше населения Питера.
3,5 вице-губернатора должно остаться в Петербурге. Вот вам - первый секвестр: 7,5 вице-губернаторов - за дверь. Экономия колоссальная будет. И на «хотелки» малого бизнеса хватит, и на артистов городских театров, которым, как Беглов сказал в своем выступлении, «завтра нечего будет кушать на ту минимальную зарплату, которую они сегодня получают». Всё равно от нынешней управленческой команды Смольного толку мало - она очень слабая, это понимают и в городе, и в федеральном центре.
Жизненно необходимо секвестировать комитеты Смольного. Часть - объединить, часть - упразднить. Например, три комитета - по культуре, по развитию туризму и по СМИ - вполне могли бы стать единым ведомством, направленным на восстановление имиджа города в глазах гостей и посткризисную реанимацию туристической, гостиничной и ресторанной отрасли. С соответствующим сокращением начальников, общей штатной численности единого комитета и закрепленных автомобилей. Аналогично можно было бы объединить три других комитета - по науке и высшей школе (который занимается вообще непонятно чем), по образованию и по молодежной политике. Это решение - очевидное, «Интересант» предлагал его не единожды, в Смольном внимательно изучают все наши публикации, но ни к каким советам прислушиваться не желают.
Вот, кстати, Беглов сказал сегодня о «Жигулях» и «Мерседесах». Он имел в виду переформатирование больниц, то есть выразился образно. А мы скажем в буквальном смысле: сокращение автопарка Смольного тоже позитивно сказалось бы на параметрах бюджета.
Возможностей для экономии - масса. Равно как и возможностей для привлечения союзников среди простых людей. Публичный отказ Беглова и всех 11 вице-губернаторов - Потехиной, Соколова, Елина, Батанова, Эргашева, Пикалева, Бондаренко, Линченко, Шаскольского, Княгигина и Кириллова - от заработной платы за апрель и май и передача этих денег на дооснащение больниц для больных коронавирусом - был бы правильным политическим и человеческим ходом. Особенно с учетом опубликованных накануне деклараций о многомиллионных доходах большинства вышеназванных господ за 2019 год.
«Петербургские чиновники отказались от зарплат в пользу жителей города» - этот поступок прогремел бы на всю страну, а может, и на весь мир. Но им не хватит на это огня. И не потому, что чужды здоровому популизму. А слабаки потому что.
А вот обвинять бизнес и граждан в «хотелках» - это пожалуйста, хоть каждый день.