Зацепило. За «корону» президента Лукашенко стал ругать и аполитичный электорат. Руководитель Беларуси оправдывается, чувствуя, что общественное мнение не на его стороне, считает аналитик...
Белорусские новости
Александр КЛАСКОВСКИЙ
Сегодня в Бобруйске белорусский официальный лидер, выбравшийся туда посмотреть, как на «Славянке» шьют медицинские маски, естественно, говорил в очередной раз о коронавирусе. И объяснил критику в свой адрес в конспирологическом духе: «Все смотрят, за что бы укусить Лукашенко, Беларусь — они выбились из строя».
Если коротко, он продолжает оправдывать свой подход к проблеме COVID-19. Кивает на Европу, где в некоторых странах стали или собираются ослаблять карантин.
«Несмотря на смертность 400-600 человек в сутки, Европа начала открываться. В течение месяца, я уверен, мировая экономика, особенно у наших соседей, будет работать. В том числе и в России. Они уже понимают, куда вскочили», — заявил Александр Лукашенко.
Однако следует заметить, что сначала почти все европейские страны прошли через жесткий карантин, и, вероятно, именно он позволил в той или иной степени сбить волну пандемии.
COVID-19 в Беларуси: две стороны медали
А вообще надо признать, что ряде российских да и западных СМИ, а тем более в телеграм-каналах тема коронавируса в Беларуси действительно подается довольно карикатурно. Акцент делается на «перпендикулярных» заявлениях Лукашенко типа: все это только психоз, инфодемия. Остальное выпадает.
В итоге может создаться впечатление, что власти, система здравоохранения вообще мышей не ловят в плане борьбы с эпидемией, хотя это не так. Ряд ограничительных мер принят. К слову, Лукашенко в Бобруйске подчеркнул: если ситуация с коронавирусом обострится и будут необходимы меры по изоляции людей, отмене массовых мероприятий, такие шаги обязательно будут сделаны.
Можно не любить политический режим, но при этом многие белорусские медики, оказавшиеся на передовой, достойны похвалы. Да и сама система здравоохранения, при всех ее минусах, будучи построенной по модели советского наркома Николая Семашко, с акцентом именно на борьбе против эпидемий, оказалась в форс-мажорных условиях далеко не худшей в мире.
Другое дело, что если бы президент не натягивал вожжи и не давал сомнительных указаний, эта борьба, вероятно, шла бы успешнее. Да и его риторика на тему пандемии раз за разом оказывается настолько экстравагантной, что отечественные и мировые СМИ не могут не посмаковать цитаты.
Вдобавок российская медиамашина действительно целенаправленно использует сюжет пандемии для того, чтобы лишний раз продвинуть нарратив о неспособности Лукашенко адекватно управлять страной в кризисной ситуации (с подтекстом: а вот Путин бы смог). И это, понятно, злит белорусского официального лидера. Тем более перед президентской кампанией. Сегодня он едко высказался о безответственности «гадких каналов, которые в Москве попрятались и оттуда “плявузгают” в сторону Беларуси». Добавил: «Думают, мы же их не достанем. Если надо — достанем».
На мой взгляд, белорусский руководитель, вероятно, не вполне четко представляющий себе механизмы интернета и, скорее всего, получающий бумажные дайджесты, явно преувеличивает роль российских телеграм-каналов, которые у нас читает в основном узкий круг политизированной публики.
Политолог: позицию Лукашенко нельзя представлять как абсурдную
Между тем белорусская оппозиция тоже шерстит официального лидера по поводу его реакции на «корону», что тоже его явно цепляет. Сегодня Лукашенко сетовал, говоря о возврате детей в школы, что «так называемые оппозиционеры начали пописывать в отдельных там бандитских телеграм-каналах, желтой прессе: вот, Лукашенко “адказнасць пераклаў” на родителей».
По логике вещей любая оппозиция всегда использует возможность критиковать власть, ищет ее слабые места, а коронавирус — удобный повод, поэтому в принципе такая критика — это нормально, заявил в комментарии для Naviny.by политолог Вячеслав Бобрович. Другое дело, что «позицию Лукашенко нельзя представлять как абсурдную, продиктованную самодурством, волюнтаризмом в чистом виде, на самом деле она довольно продуманная — и экономически, и даже психологически», добавил собеседник.
Он подчеркивает, что в мире даже среди специалистов нет единого мнения, какая стратегия в отношении пандемии COVID-19 оптимальна, идут споры об эффективности самоизоляции. Например, Швеция в этом плане избрала путь, который похож на белорусский. И нельзя говорить, что белорусское государство устранилось от решения проблемы коронавируса, «на самом деле у нас довольно много принято в этом отношении», считает политолог.
Если по итогам пандемии в Украине и Беларуси с их разными подходами к проблеме будут примерно похожие цифры (в плане числа зараженных, смертей на душу населения и пр.), то можно будет говорить о конкурирующих стратегиях. Белорусский президент в этом случае окажется в политическом выигрыше, хотя, конечно, сильно рискует, отметил собеседник Naviny.by.
По его мнению, критикам Лукашенко было бы правильнее указывать на изъяны избранной им стратегии, а не изображать ее полной глупостью. Другое дело, что сам официальный лидер, желая успокоить нацию, своей «несколько шутовской» риторикой про баню, трактор и прочие вещи, якобы помогающие предохраниться от вируса, дал оппонентам пищу для издевки, считает Бобрович.
Почему президент все время оправдывается?
В подходе Лукашенко можно было бы усмотреть рациональность, определенную логику, «если бы не парад, футбольный чемпионат, субботник, возвращение детей в школу, призыв ходить в церковь», — отметил, в свою очередь, в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.
Он напомнил, что президент, не называя имени, бросил камень даже в огород митрополита Павла, призвавшего встречать Пасху дома. И вот то, что глава государства демонстративно отказывается отменять мероприятия, которые не несут угрозы экономике (а на отмене иных еще и сэкономить можно), «тут уже проблема вызова мировому сообществу, попытка идти не в ногу, идти в противоход со всеми, в том числе с Россией», считает Карбалевич.
Если в Минске 9 мая состоится парад, в то время как Кремль подобный парад отменил, то это будет выглядеть так, что «Путин испугался, а вот Лукашенко не испугался, утер нос Путину таким образом», рассуждает аналитик. «Так что здесь не забота об экономике, а демонстрация своей позиции», — делает вывод он.
При этом белорусскому лидеру «приходится все время оправдываться по поводу своей политики относительно пандемии», подчеркнул Карбалевич. По его словам, Лукашенко постоянно ищет аргументы, почему не вводит карантин (мол, экономика важнее, весь мир возвращается к нормальному рабочему ритму, хотя угроза не исчезла), почему дал указание возобновить занятия в школах и т.д.
«Он понимает, что общественное мнение в этом вопросе не на его стороне, и ощущает от этого определенный психологический дискомфорт», — делает вывод аналитик.
А что будет после коронавируса?
Да, но почему тогда Лукашенко упорствует? При том что это авторитарный, своенравный правитель, в политической чуткости и умении подстраиваться под конъюнктуру ему не откажешь. А здесь такое впечатление, что закусил удила.
По мнению Карбалевича, дело не только в желании удержать экономику, но и в психологическом факторе. Политика в отношении пандемии — это, по сути, распоряжение жизнями людей, и в этом может быть «сладость власти». К тому же после долгого перерыва белорусский лидер оказался в центре внимания мировых СМИ, «а для него это важно — и неважно, по какому поводу».
Белорусское же общество настолько расколото, что его не может объединить никакая общенациональная беда, «наоборот, она лишь углубляет раскол». Это было видно и по отношению к чернобыльской проблеме, это видно сейчас и по реакции на проблему коронавируса, подчеркнул Карбалевич.
Добавлю, что если раньше бессменного президента заядло критиковала по любому поводу в основном политическая оппозиция, то сейчас, в связи с вирусом, сильны возмущенные голоса и прежде аполитичной публики. Например, недовольны многие родители, которые опасаются отпускать детей в школу. Пожилые люди неприятно задеты высказываниями главы государства про их букеты болезней, с которыми, мол, не удивительно что умирают.
Короче, пандемия волнует всех, и каждое слово, каждое указание президента по этому поводу воспринимается обостренно не только его старыми политическими оппонентами, но и широкими массами.
Другое дело, что та же пандемия парализует практическую деятельность оппозиции, а народ больше озабочен выживанием, чем предстоящей президентской кампанией. Так что ее Лукашенко проскочит, скорее всего, без больших проблем.
Но что будет дальше? Как ни радеет вождь за экономику, ей все равно придется туго. Обветшавшая «белорусская модель» под ударом коронавируса и кризиса, этого «идеального шторма», может сильно треснуть. А со стратегией экономического подъема у Лукашенко давно не ладится. И что он будет делать с еще сильнее обедневшим, злым народом? Скорее всего, получится довольно репрессивненько.