Круговорот Мишико в природе: Зеленский сделал ставку на Саакашвили
Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили получил предложение занять пост вице-премьера Украины. Возвращение Саакашвили – символ абсолютного экзистенциального тупика, в который попала Украина и другие страны Восточной Европы. Они отстали от времени, пришли на своем «европейском пути» в никуда, и от полной беспомощности бесконечное число раз выполняют одни и те же цирковые номера в надежде, что они снова начнут работать.
Михаил Саакашвили – это, вероятно, самый яркий символ ушедшей эпохи в истории бывших советских республик. Эпоха началась в 2000-е годы, когда к власти в России пришел Владимир Путин, а на Запад пришло осознание, что Россия не так слаба и управляема, как они думали.
Чтобы сдержать усиление Москвы, США начали играть на опережение и форсировали свою геополитическую экспансию на территории СНГ.
Никогда ни до, ни после, бывшие советские республики не получали от Запада столько неподдельного интереса и столько денег.
Воплощением этого особенного западного внимания была Грузия эпохи президентства Саакашвили. Сам «Мишико» при этом был квинтэссенцией тех политических технологий, которые применяли на постсоветском пространстве американцы.
Представитель «инкубационной» политической элиты – поколения политиков-марионеток, которых американцы выращивали для своих целей по грантам Госдепа на всяких курсах «лидеров для общего будущего». По национальности – либерал: гражданство и специфика страны проживания значения не имеют, потому что либеральные законы одни для всех и значение имеет только значение глобалистской идеологии и ориентация на США.
К власти пришел в результате «цветной революции».
Первым долгом на посту президента рассорился с Россией и начал превращать Грузию в бастион русофобии. Последнее было необходимым условием для того, что в Сакартвело потекли миллиардные кредиты от Всемирного банка и МВФ.
Маленькая, но прогрессивная страна решительно порвала с советским прошлым и «выбрала путь свободы». Она порвала и со своими замшелыми традициями, выбрав рыночные реформы, права человека, демократию, частную инициативу и прочие либеральные ценности. И, разумеется, порвала с «путинской клептократией», которая возрождает в России авторитаризм.
Для того, чтобы рассказать такую красивую историю, Вашингтону было не жалко подкармливать Тбилиси деньгами. Эти деньги шли на создание из Грузии «потемкинской деревни», которая якобы построила у себя правовое государство и полностью победила коррупцию.
О том, что «правовое государство» посадило в Грузии каждого десятого, чего в республике не было и при Сталине, а показное искоренение взяток на дорогах сопровождалось коррупцией на самом верху, в Европе и США со свойственным им лицемерием предпочитали не говорить.
Поэтому сделанное, по словам Саакашвили, президентом Украины Владимиром Зеленским предложение стать вице-премьером Украины по проведению реформ, очень показательно.
Руководство Украины силится вернуть времена, когда их потуги на то, чтобы идти прочь от России по пути европейских реформ, щедро оплачивались на Западе вниманием и деньгами.
Бывший президент Грузии был символом тех времен – ему и толкать западным союзникам речи, подобные той, что толкал Остап Бендер членам шахматного клуба города Старые Васюки. Хотя сам «великий комбинатор» к этому времени уже трижды оказался не удел.
Саакашвили выпал из обоймы еще когда его политика была в тренде, проиграв выборы в Грузии. Никакие кредиты Всемирного банка не смогли примирить грузин с той ненавистью, которую их президент распространял внутри страны по отношению к соотечественникам и соседям. Поэтому «Мишико» не просто провалился на выборах, а вынужден был бежать из страны.
После первой политической смерти Саакашвили попытался обрести второе рождение на Украине. Вторая политическая смерть настигла его очень скоро. Единственным свершением новоявленного гражданина Украины за полтора года на посту губернатора Одесской области стало обливание водой с главой МВД Арсеном Аваковым на совете у президента Петра Порошенко.
Дальнейшее существование Саакашвили представляет собой трагифарсовую историю человека, от которого ушла его эпоха.
Бывший «лидер нового поколения» сидел в кустах за забором Белого дома и пытался потом доказать, что был приглашен на инаугурацию Дональда Трампа. Рассказывал, что он теперь на коне, потому что к власти в США вернулись республиканцы, и не мог попасть на прием к профильным сотрудникам Госдепартамента.
Саакашвили «бомжевал» по Европе в статусе не пойми кого, лишившись и украинского, и грузинского гражданства. Прорывался через границу Украины, чтобы устроить «Михомайдан» и свергнуть своего кума – «барыгу» Порошенко. Бегал по киевским крышам от полицейских, которые депортировали негражданина Украины из страны. Пытался вернуться в родную Грузию. Пытался пристроиться на работу «советником по европейским реформам» в Молдову.
Символ целого десятилетия за несколько лет выродился в клоуна-афериста, который потешно и бессмысленно суетится, не понимая, что его время прошло. За эксцентрику «Мишико» было неудобно даже его либеральным фанатам, которые стыдливо отводили глаза и предпочитали не комментировать художества былого кумира.
Теперь стыдно за Зеленского и за всю Украину.
Ее руководство точно так же бессмысленно суетится и бесконечное число раз в отчаянной надежде на успех повторяет одни и те же цирковые трюки, которые давно кроме свиста ничего у публики не вызывают.
Назначением Михаила Саакашвили вице-премьером по вопросам реформ Владимир Зеленский подведет итог первого года своего президентства лучше, чем любой аналитик и любой политолог. Зеленский лучше любых оппонентов докажет, что он не смог привнести ничего нового и не смог ничего изменить. Украина при нем осталась типичной несчастной страной Восточной Европы.
Все эти страны 30 лет идут по «пути в Европу» и почему-то полноценно до сих пор не придут. Год за годом провозглашают, что завтра уж точно начнут проведение европейских реформ, но завтра наступает, и реформы переносятся на следующее завтра.
Эти страны десятилетиями получают кредиты МВФ: якобы на проведение структурных реформ, а на самом на поддержание штанов. Превращаются в финансовых наркоманов, которые без внешних траншей не могут. Рассказывают на Западе, какие они прогрессивные, как успешно идут в Европу, как им досаждает Россия, и как им поэтому надо дать денег.
Раз за разом грабить и добивать эти страны слетаются всевозможные проходимцы, зарабатывающие на провинциальных комплексах туземцев.
Выходцы из заокеанских диаспор, специалисты по «новым демократиям» из заштатных американских вузов, отставные чиновники и дипломаты – всех этих «тренеров по проведению реформ» в Кишиневе или Киеве регулярно выгоняют со скандалом, но потом приглашают опять, потому что эти страны обречены вращаться в замкнутом круге одних и тех же идей и решений.
Если теперь даже измятого жизнью Саакашвили вытащили с помойки истории, на которой он обретался, и поставили на «реформы», это приговор и Зеленскому, и Украине.