Коронавирусные будни медиков: «Нельзя обнять ребенка, поужинать с семьей»
Врачам сейчас приходится работать в условиях, сходных с фронтовыми. Им требуются тонны средств индивидуальной защиты. И какие бы меры ни принимало государство, чтобы обезопасить наших медиков, дефицит респираторов и защитных костюмов по-прежнему ощущается… Москвичка Людмила Голубкова, консультант в области IT-технологий всего за три недели развернула целое волонтерское движение под девизом «врачей надо беречь». фото: АГН «Москва» — Еще в самом начале пандемии я наткнулась на сообщества врачей, где они писали, что в их больницах может не хватить средств индивидуальной защиты, – рассказала «365NEWS» Людмила. – К тому моменту у меня как раз появилось свободное время, поскольку мне больше не надо было тратить его на спорт и московские пробки – я ушла на удаленку, и сделала самое простое и быстрое, что могла в этой ситуации: написала пост в соцсети, предложила людям сброситься деньгами и закупить маски для медиков. Каково же было мое удивление, когда в первые же сутки мои друзья собрали 130 тысяч рублей! Когда я увидела такую реакцию людей, решила заняться этим делом более основательно.
Девушка и сама не ожидала, что из ее поста в Фейсбуке всего за три недели вырастет целое благотворительное движение. Сейчас в движении #Врачейнадоберечь уже 500 человек.
Сначала Людмила сама искала поставщиков защитных средств, а с врачами связывалась через знакомых. Теперь ей помогают помощники-волонтеры, которые работают с поставщиками, и активисты в регионах, которые берут на себя организацию и доставку закупок.
– Мы начинали с того, что закупили и отправили в региональные больницы по 10 наборов средств защиты, в каждый входило все необходимое для приема пациентов с подозрением на COVID-19: респираторы, защитные щитки для лиц, защитные очки и костюмы. Сейчас мы можем оказывать помощь в гораздо больших масштабах. За две прошедшие недели мы закупили средств защиты более, чем на 10 миллионов рублей, и отправили их в 24 больницы. Врачи зачастую стараются справиться своими силами, но я вижу, что каждый день количество подтверждённых инфицированных COVID-19 становится в мире все больше, а нехватка средств защиты есть во многих странах…
Параллельно Людмила развивает проект психологической помощи врачам.
– Когда мы начали формировать и отсылать первые коробки, я подумала, что кроме материальной, медикам нужна и психологическая помощь, ведь они испытывают колоссальную эмоциональную нагрузку. Откликнулось множество психологов, сейчас уже у нас сформировалась команда из 30 специалистов, которые бесплатно помогают врачам. Они пишут методички, организуют удаленные вебинары, с нами на постоянной связи сейчас находятся 10 врачей, которым мы регулярно оказываем психологическую поддержку.
Системный семейный психотерапевт Елена Овчинникова, работающая на этом проекте рассказала, с какими проблемами чаще всего сталкиваются сейчас наши медицинские работники:
– В первую очередь – это высокий уровень тревоги. Медики в условиях пандемии несут на себе двойную ответственность, личную и профессиональную. Им сейчас приходится сталкиваться с колоссальной физической и эмоциональной нагрузкой, с нестабильностью, неопределённостью, в некоторых ситуациях – с бессилием. Большое количество больных с резко меняющимся состоянием, пока еще слабо изученное течение болезни, подбор медицинских препаратов и составление протоколов лечения, и все это на ходу… Необходимость очень быстро принимать сложные решения в таких условиях обуславливает высокую психоэмоциональную нагрузку. Использования средств индивидуальной защиты вообще отдельная история. Находиться в них подолгу в принципе тяжело и некомфортно, а работать еще сложнее. Все это вызывает большое напряжение.
При этом не надо забывать, что у медиков есть и другая часть жизни, личная. Люди, которые ответственны за здоровье пациентов в больнице, отвечают за свое здоровье и здоровье родных дома. И здесь тоже присутствуют сложные решения. Можно ли вернутся домой после смены или лучше остаться в «больничной» гостинице? Можно ли обнять близкого человеке, поцеловать ребенка, посидеть за ужином с семьей? Или риск настолько велик, что придется отказаться и от этого?
Есть еще один аспект: можно вернуться домой после изнуряющей смены и столкнуться с тревогой и повышенной эмоциональностью близких. Надо отметить, что домочадцы медиков тоже сталкиваются с тяжелыми чувствами, беспокоятся за здоровье своей семьи. А еще очень скучают, потому что видят своих родных редко. Поддерживать психологически надо и семьи тоже, так мы одновременно улучшаем и эмоциональный фон самих медработников.
– Какие методы работы вы используете?
– Мы отталкиваемся от запроса клиента и его текущего психологического состояния. Кому-то нужны техники самопомощи: совсем коротенькие, минутные во время перерыва на работе, более длительные и глубокие – после смены. Кто-то приходит выговориться – пережить накопившиеся эмоции, снять напряжение, усталость. А с кем-то приходится работать по протоколу острой стрессовой ситуации – здесь важно не дать сформироваться посттравматической реакции.