«Зачем танки вводить в Москву, улицы можно перекрыть простыми тракторами»
Российские власти в условиях кризиса подходят под определение — ни рыба, ни мясо
Президент России Владимир Путин поручил Министерству обороны разработать предложения по привлечению специальных сил и средств Вооруженных сил для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Соответствующее поручение опубликовано на сайте Кремля.
Сообщается, что предложения должны быть представлены до 22 апреля. Ранее по поручению президента в армии уже провели проверку готовности в связи с пандемией.
О варианте привлечения сил ВС в борьбе с COVID-19 в России Путин говорил еще 13 апреля.
«Все возможности, в том числе возможности Министерства обороны России, если это потребуется, конечно, могут и должны быть задействованы», — заявил глава государства, добавив, что медработники министерства уже накопили опыт по борьбе с инфекцией за границей, указав при этом, что основные силы Минобороны сосредоточены в России и находятся в резерве.
Напомним, что в конце марта в российских ВС, по поручению президента, прошли проверочные мероприятия для повышения готовности к борьбе с эпидемией коронавируса. Как рассказал глава оборонного ведомства Сергей Шойгу, проверка прошла на полигонах ВС в несколько этапов и заняла четыре дня. На первом этапе командование военных округов создало группировки сил для борьбы с заболеванием в местах дислокации военнослужащих, а на втором ведомство проконтролировало способность медицинских отрядов спецназначения своевременно развернуть борьбу с COVID-19. Кроме того, в ведомстве оценили транспортные возможности по перевозке в удаленные районы средств для организации карантина и лечения инфекции.
Стоит отметить, что российские военные специалисты действительно получили уникальный опыт в Италии, где они до сих пор борются с эпидемией по приглашению местных властей. Напомним, Россия направила в Италию военных вирусологов во главе с замначальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) генерал-майор Сергеем Кикотем после телефонного разговора Владимира Путина с итальянским премьером Джузеппе Конте, состоявшегося 21 марта.
Опыт, должно быть, действительно бесценный, но применим ли он в России?
С другой стороны, войска могут быть использованы просто для ужесточения режима в крупных городах, таких, как Москва — сил полиции и Росгвардии для этого явно не хватает. Только вот поможет ли даже это?
Или тут расчет на эффект психологического воздействия, мол, увидев танки и БТР на улицах, нарушители режима самоизоляции перестанут его нарушать?
Кроме того, 17 марта «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к мэрии и федеральному правительству, написали о том, что в Москве может быть введен комендантский час. Издание сообщило, что в рамках режима ЧС в Москве приостановят работу общественного транспорта и всех предприятий и городских организаций, кроме ответственных за жизнеобеспечение и экстренных служб, а город закроют на въезд. О том, что власти Москвы отрабатывают план введения жесткого карантина, в случае если число заболевших вырастет до «критического» уровня, также сообщали «Открытые медиа».
— Ну откуда танки?! И откуда уверенность, что армию привлекут, чтобы «контролировать»? — задается вопросом политконсультант, кандидатафилософских наук Александр Сегал.
— Армия традиционно должна выполнять задачу защиты населения, в том числе в борьбе с лесными пожарами, с наводнениями, при ликвидации их последствий, как и последствий других стихийных бедствий. Во всем мире в такие пиковые моменты используются вооруженные силы. Но зачем краски сгущать?
Давайте посмотрим, где кончается информация и начинается околовоенная фантазия. В сообщении РБК со ссылкой на президентский сайт говорится, что Путин «поручил Минобороны разработать предложения по привлечению специальных сил и средств Вооруженных сил для борьбы с распространением коронавирусной инфекции». Действительно, на официальном сайте сообщается, что он «утвердил перечень поручений по итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке», состоявшегося еще 13 апреля.
А пункт второй содержит поручение «Министерству обороны Российской Федерации представить предложения о возможности привлечения специальных сил и средств Вооружённых сил Российской Федерации для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Где сказано про танки?
Такая фантазия может прийти на ум только сугубо гражданскому человеку, не знающему, что такое спецподразделения Вооруженных сил.
Из сообщения как раз и следует, что привлекаются специальные силы. Это не фигура речи. И это не полицейские силы. Это в первую очередь спецподразделения Войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ. (РХБ). Эти подразделения надо было давно подключать к работе.
Вторая группа спецподразделений, которые, скорее всего, будут подключаться, это подразделения военно-медицинской службы, поскольку они рассчитаны на ситуацию массового поражения и на массовое оказание помощи ‑ и имеют мобильную инфраструктуру. И, наконец, третья группа спецподразделений — это транспортные службы ВС РФ, способные перекидывать подразделения РХБ защиты и военных медиков в очаги распространения. А перекрыть улицы можно и простыми тракторами…
Так что психологический эффект имеют не столько новости, сколько неумение их читать и следующая из этого неадекватная реакция. Сами прочитали, сами себя напугали, сами возмутились.
«СП»: — Насколько целесообразно сейчас ужесточать меры? Недавно был случай, когда людей заразил доставщик пиццы, заразить могут и волонтеры, про поход в магазин я и не говорю. Или тотальный карантин с полным запретом на любые передвижения или никак. Что дадут полумеры? Почему бы не пойти по южнокорейскому пути, где не было столь серьезного ужесточения, но люди проявляли сознательность, носили маски, соблюдали дистанцию, при этом экономика не останавливалась.
— Варианты возможны разные. Беда в том, что они не просчитаны заранее. Или те, кто их «просчитывал» для руководства — троечники. Вот это гораздо хуже. Почему бы нашей социологии, вместо того, чтобы сообщать власти приятные результаты и «правильно» пересчитывать рейтинги, не посчитать модели поведения населения в тех или иных кризисных ситуациях? Есть же наработки, многие вещи, которые не были сделаны — это азы кризисного управления. Почему было не развернуть РХБ защиту и не привлечь военных медиков раньше? Вот это действительно вопрос. Вопрос отсутствия стратегии даже в таких ситуациях. И это будет одна из важнейших тем для размышления по итогам нынешней ситуации.
— Сам факт привлечения армии к противоэпидемическим мероприятиям не является чем-то особенным — так сейчас делают и в Китае, и в Италии, и в Штатах, — отмечает руководитель петербургского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев.
— Если солдат и офицеров задействуют для строительства больниц, оказания помощи гражданам, да и патрулирования улиц, то это совершенно нормально.
Другое дело, что это никоим образом не решит гигантских проблем, возникших в экономике. А тут президент и правительство упорно сопротивляются самому простому шагу — прямой раздаче денег населению. Потому что у них «бюджеты треснут». А когда будет актуально? Когда гражданам, по выражению Лукашенко, жрать нечего станет?
У нас в Петербурге хотя бы выдают продуктовые наборы на детей в садах и начальных классах школы. А из регионов — из Чувашии и с Алтая, например, мне пишут, что у них даже малоимущим с детьми ничего не дают. И каким словом это называть? Могли бы хотя бы отменить платежи по ЖКХ за март, апрель и май. Так сделали в Грузии — не самая богатая страна, но нашли на это деньги, чтобы поддержать своих граждан. Но от наших властей разве такого дождешься…
«СП»: — У нас постоянно случаются промахи, как с очередями в Москве метро. Это от растерянности власти? Четкого плана, учитывающего все варианты развития, событий нет?
— Никакого четкого плана у властей, похоже, нет — они действуют по обстоятельствам. Но не желают вводить реальный карантин и режим ЧС, чтобы не нести обязательств перед гражданами. Ведь в этом случае они обязаны будут какие-то выплаты всем осуществлять.