Илья Новиков: У Зеленского сейчас не самый лучший период
Кусок эфира
Илья Новиков: У Зеленского сейчас не самый лучший период
Алексей Нарышкин: Исполнился год с избрания Зеленского, как вам кажется, оно того стоило?
Илья Новиков, адвокат: С чьей точки зрения?
А.Нарышкин: С точки зрения украинских граждан – они хотели сменяемости власти, 70% поддержали его, Порошенко проигнорировали.
И.Новиков: Сменяемость власти это такая штука, которая сама по себе многого стоит. Потому что в России разговоры только гипотетические – представьте себе, что мы можем с вами каждые 6 лет, а до этого каждые 4 года обсуждать, правильно ли мы сделали, что снова выбрали Путина, не лучше было бы как-нибудь по-другому? Ну, может быть и лучше, может и нет, но мы об этом не узнаем никогда, потому что у нас сменяемости нет. Так что, первый пункт. С которого надо начать. Сменяемость лучше несменяемости, даже если вы меняете от хорошего к худшему, но регулярно каждые 5 или 6 лет - это лучше, чем никогда.
А.Нарышкин: А люди будут страдать, люди будут гибнуть.
И.Новиков: Люди будут страдать и гибнуть так, или иначе. Потому что так устроена жизнь – мы принимаем решения. Иногда их принимают за нас, иногда их принимаем мы. Но последствия часто решений и бывают и плохими, а иногда и фатальными. И это не повод отказываться от возможности поменять руководство, даже если потом, задним числом окажется, что прежнее было лучше. Но сама возможность важна – я на этом настаиваю.
А.Нарышкин: То есть, вы в любом случае за «кота в мешке»?
И.Новиков: Я за возможность поменять. Если говорить про Зеленского конкретно, Зеленский, конечно, даже если посмотреть, как он выглядит сейчас и как он выглядел год назад, на нем этот год сказался. То есть, по нему видно, что это не сахар и что шапка Мономаха при том, что Мономах, на секундочку, все-таки был Киевский князь, а не Московский, он про Москву как таковую ничего не знал в той жизни. Но все равно шапка Мономаха тяжелая штука. Зеленский, видимо, понял, что он ввязался во что-то такое, из чего нет хорошего выхода.
Не знаю, что он сейчас думает о коронавирусе, о том, насколько коронавирус спишет то, что не было бы списано в другом случае. Понятно, что в нынешних условиях ни один руководитель, президент, премьер-министр или король в мире - от него не ожидают, что он покажет чудеса. Продержись, пожалуйста, давай мы с тобой как-нибудь переживем, а там уже будем считаться. Это может быть для него и его администрации какое-то определённое утешение, потому что этот год ни для кого не будет хорошим. Для Украины тоже.
Если брать с объективной оценки работы, проработало полгода правительство Зеленского и было отправлено в отставку. О чем это говорит?
А.Нарышкин: Значит, так себе правительство было?
И.Новиков: Это хорошо, когда у тебя коалиция, и ты можешь свалить все на соседа по коалиции, что вот мы хотели как лучше, а из-за них ничего не получилось. А здесь каждый доброхот при любом разговоре напоминает, что это было твое моно-большинство, то есть, у тебя в Раде была бескоалиционная возможность назначать кого хочешь. Ты назначил кого хочешь, а спустя полгода оказалось, что тебе самому эти люди не нравятся, они не справились, ты их отправил в отставку.
Ну, хорошо, если у тебя есть какие-то варианты лучше, почему эти варианты ты не назначил с самого начала? Если это уже второй сорт, то какой же это будет второй, если первый оказался никуда не годен?
В общем, у Зеленского сейчас не самый лучший период. Все ему вспоминают, что он год назад обещал и что за этот год было сделано или не было сделано. По большому счету оказывается, что сделано не так много из того, что было обещано.
А.Нарышкин: Так еще сколько лет впереди у Зеленского.
И.Новиков: Никто не знает, сколько лет впереди, никто не знает, что будет через год, что будет даже осенью этого года. Нам только что сообщили, что возможно будет вторая волна вируса, - надо жить сегодняшним днем.
А.Нарышкин: Вы обратили внимание на черту, свойственную украинцам – они не терпят, когда их доводят до предела, до белого каления, когда власть завралась, кризис, бедность, и прочее – то есть, мы про революцию. Если Зеленский будет совсем плохо себя вести, и совсем у него не будет получаться, то украинцы дадут ему об этом знать, выйдя на майдан?
И.Новиков: В Украине, начиная с 2014 года Майдан это что-то такое, что витает в воздухе всегда. И не то, что просто в каждый отдельный день есть шансы, что это будет или не будет, но перспектива такая есть. То есть, любой президент понимает, что если палку перегнуть, люди выйдут. Если люди выйдут - Янукович попытался переломить это через колено, закончилось дело тем, чем закончилось.
Зеленский это понимает, по моим наблюдениям, он достаточно нервно реагирует, когда у него начинаются большие демонстрации по поводу тех или иных решений. Уже было такое, что только наметившиеся какие-то шаги были отыграны назад, потому что было понятно, что публика этого не принимает. И лучше не нарываться. Здесь общественное мнение действительно такая штука живая. Это не означает, что ею не пытаются манипулировать, и точно так же как и у нас, здесь некие фейковые митинги за Путина, - только здесь, поскольку покупателей больше, чем один, периодически обсуждение какого-то важного вопроса в Раде сопровождается демонстрацией «за» или «против». И время от времени оказывается, что люди были туда приглашены за 200 гривен по объявлению.
Но все понимают, что митинг на 200 человек может быть проплачен, но когда собираются несколько десятков тысяч на майдане, это уже другая ситуация.