Коронавирус — убийца культуры?
Коронавирус — убийца культуры?
Волна шока прокатилась по Германии. Канцлер Ангела Меркель возвестила после видео-заседания с премьер-министрами федеральных земель: все крупные мероприятия должны быть запрещены до 31 августа. Неблагая весть «коронавирусного кабинета» означает: видимо, до конца лета никаких концертов, фестивалей, постановок.
Шокированы прежде всего деятели культуры. Им в Германии никто за убытки от коронавируса денег не выделял. Режиссеры, операторы, писатели, поэты, фотографы, переводчики, художники, скульпторы, сценаристы, экскурсоводы, певцы, исполнители, музыканты, актеры, клоуны, акробаты, ди-джеи, философы, журналисты и прочие «культурные фрилансеры» не получали никакой специальной помощи из госбюджета.
Всего 1,3 млн людей креативных профессий живет и работает в Германии. Почти полмиллиона из них — фрилансеры. Это — три процента всех индивидуальных предпринимателей в ФРГ.
Так что 50 млрд евро «срочной помощи» от государства выделялось не им, точнее, не только им, а всем ста процентам ИП. Неправильно переведенная и выставленная на одном русскоязычном сайте статья одного американского портала обросла в России бородатыми слухами о миллиардной поддержке «художников». Но, увы, от радости читателей российских фейкодромов супа в тарелках немецких творческих деятелей не прибавилось.
Фрилансеры в сфере искусства — огромная и нерешенная коронавирусная проблема Германии. Об этом на недавнем заседании комитета бундестага по культуре говорила и уполномоченная правительства по культуре Моника Грюттерс. Оппозиционные партии СвДП и «Зеленые» осыпали ее упреками за то, что консервативный политик слишком мало делает для попавших в экстремальную ситуацию деятелей искусства. Мало что культура загибается без помощи государства. Ведь театры и кино просто закрыты и несут колоссальные убытки. Фрилансеры, стоящие за ними, вынуждены терпеть нужду.
Грюттерс поделилась с депутатами, что она плохо спит, а ее сердце обливается кровью от сомнений и ужаса. При этом она мужественно защищалась: ведь также и деятели искусства могут подавать заявление на получение «срочной помощи» из пакета правительства на 50 млрд евро. Хотя они не несут никаких издержек по поддержанию предприятия, тем не менее, и у них есть возможность получить около 5000 евро на три месяца — с апреля по июнь. Однако, посетовала Грюттерс, многие считают ниже своего достоинства подать заявление на помощь.
Неприемлемо, что фрилансерам не выплачиваются гонорары за отмененные постановки, представления и мероприятия в государственных театрах и концертных залах. Грюттерс пообещала депутатам решить и эту проблему. Но как? Ведь если выплачивать деньги фрилансерам, придется послать сотрудников на укороченный рабочий день и уменьшить им зарплату. Проблемы еще и в том, что без выступлений и прибыли от билетов тяжелая финансовая ситуация обозначилась и у многих театров. Программа по финансовой поддержке при пустующих залах недостаточно компенсирует отмену сезона.
А что с кино? По предварительным подсчетам, половина из кинозалов обанкротится и закроется. Правящий бургомистр Берлина, например, пообещал подумать об открытии театров, но ничего не сказал о кинотеатрах…
Богатым деятелям культуры, как выходцу из СНГ Игорю Левиту, коронавирус — легкое упражнение. Конечно, им не хватает публики. Но каждое шевеление левым мизинцем правой ноги обеспечивает им славу сейчас и средства в будущем, как Левиту. Он выступал по «Твиттеру» с домашними концертами в носках, а потом его пригласил в свой дворец президент ФРГ. СМИ Германии только о Левите и говорят.
Что с другими, незнаменитыми, музыкантами и актерам, которые не служат в субсидируемых из бюджетов федеральных земель театрах и оркестрах? Им остается подавать заявление на пособие по безработице и компенсацию жилищных издержек. Да, принята программа особой социальной помощи людям искусства. Но коронавирус для фрилансеров от культуры означает еще и потерю ангажемента, клиентов, депрессию, творческий и человеческий провал.
Чтобы хоть как-то возместить убытки, правительство ФРГ запустило программу выдачи бонусов вместо денег за билеты и гарантирует риски. Граждан призывают не спешить с требованием наличных за возврат билетов, а прийти на концерты и в театры после пандемии. Многие на это пойдут и придут. Но этого мало.
Еще один вариант — поддержка более благополучных коллег. Например, музыканты государственной капеллы Берлина под руководством дирижера Даниэля Баренбойма собрали и пожертвовали Фонду по чрезвычайной помощи Немецкого объединения оркестров 30 тысяч евро. Средства пойдут исполнителям-фрилансерам.
В страшное положение попали и немецкие киношники. Многие съемки были заморожены или даже прекращены совсем. Знаменитая потсдамская «Студия Бабельсберг» стала похожа на дворец приведений. Со всех сторон слышатся призывы спасать немецкую кинопромышленность, которая в обычное-то время живет нестабильно и не может похвастаться миллиардными вливаниями государства. 50 миллионов евро уже выделила для нее уполномоченная правительства ФРГ по культуре, однако вряд ли этого хватит для восполнения всех потерь.
Немецкое объединение оркестров призывает всех музыкантов к солидарности и дальнейшим пожертвованиям. Мобилизует помощь Федеральный театральный союз. Берлинское Radio 1 передает в своей программе ди-джеев столичных клубов. Активно собирают средства многие негосударственные организации. Тем не менее, даже благодаря такой поистине беспримерной поддержке на фрилансеров не проливается золотой дождь. Культурная отрасль в Германии столкнулась с реальными проблемами.
Накануне Ангела Меркель поделилась с членами фракции ХДС в бундестаге, что будущее двух профессиональных групп особенно беспокоит ее: туристического-ресторанного бизнеса и деятелей искусства. Это вселяет надежду на то, что скоро будут приняты меры по их дополнительной поддержке. Однако размеры ущерба, который пандемия нанесет «культурной нации Германии», в настоящий момент трудно представить даже людям с творческим воображением.