Нижний Новгород расширяет кладбища и готовится принять поздравления
В день, когда в Нижнем Новгороде умер седьмой пациент от осложнений коронавирусной инфекции, власти города резко озадачились проблемой кладбищ. Мэрия единовременно расширила одно действующее – Новосормовское, которое является одним из самых больших в Европе, – а также предусмотрела новый погост в Автозаводском районе. Перспективный некрополь станет третьим (!) в районе международного аэропорта «Стригино». Проблема высокой смертности, которую актуализировала пандемия, стоит перед Нижним Новгородом ребром: это практически единственный город-миллионник на планете, который стремительно вымирает. Не исключено, что через пять лет он перестанет быть «миллионером», превратившись в угасающий город не только с высокой смертностью, но и большим оттоком трудовых ресурсов. Ежегодно Дума поднимает вопрос о расширении кладбищ, а новый крематорий наращивает свои производственные мощности. И это пока единственный ответ, который в преддверии 800-летия власти могут дать на демографический вопрос: что делать дальше?
Аэропорт «Стригино» ночью смотрится лучше, чем днём по одной причине: не видно кладбищ
Фото Ирины Кутеповой
Но и этих кладбищ уже мало, крайне мало. Рядом с ними в ближайшее время появится третье, площадью 19 гектаров. Как сообщает, городское управление муниципальных кладбищ, проект уже направлен на согласование в Главгосэкспертизу. Но этой территории хватит максимум на пять лет, а далее поиск новых территорий под захоронения.
Чтобы отложить этот процесс и, очевидно, сделать «задел», мэрия увеличила площадь Новосормовского кладбища, которое официально признано одним из самых больших в Европе. За последние 20 лет его размеры в очередной раз увеличат – на 7,4 гектара.
«Выполнена планировка территории бульдозером, с участка вывезли отходы объемом более 3300 м3, – уточнили в городском управлении муниципальных кладбищ. – На части территории организовали квартал на 17 тысяч новых захоронений. На кладбище также остается еще один свободный площадью более 12 гектаров».
Проблема хорошо просматривается и на бюджетном уровне, так как содержание городских кладбищ в 2020 году обойдется в 29,1 млн рублей, что на 30% больше, чем годом ранее. Конечно, это не может не привлекать интересы теневого бизнеса, который «танцует» на костях и собирает барыши. Хотя бы потому, что это одна из «точек роста» муниципальной экономики.
«Правда ПФО» уже рассказывала о деле депутата Николая Ингликова, который из-за уголовного преследования сложил свои обязанности – как народного избранника и как руководителя МКУ «Управление муниципальных кладбищ». Его осудили на 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима и штрафу в размере более 6 млн руб. Это просто штрих к общей картине дня, как нижегородцы умирают, и как власть – в данном случае представительная – их хоронит.
Новосормовское кладбище идёт на мировой рекорд
Фото Валерия Окунева
Помимо роста смертности, ситуацию обостряет снижение рождаемости. В 2019 году, к примеру, нижегородцев родилось меньше, чем в 2018-м, аж на 9,5%. Смертность оказалась выше рождаемость в 1,6 раз. Судя по статистике, жители чаще всего от сердечно-сосудистых, онкологических и заболеваний нервной системы. Теперь вот коронавирусная инфекция со всеми её осложнениями, которые рискуют еще более усугубить демографическую картину Нижегородской области. Как тут не расширять кладбища?! Вероятно, поэтому планы по организации погостов выходят на передний план, а прорывные проекты (в частности, по строительству частного космодрома, океанариума) отправляются под зеленое сукно. Во-первых, потому что у бюджета на это нет денег, а во-вторых, потому что инвесторы не спешат вкладывать деньги в умирающий регион. Но в подконтрольных СМИ об этом предпочитают не говорить, перекрывая негатив очередными «нью-васюками».
«Рассказывать о космодроме, океанариуме, ледовом дворце – вот это темы для «зомбоящика», – констатировал в интервью «Правде ПФО» депутат Заксобрания Нижегородской области Владимир Буланов. – А нижегородцев другое волнует, они выживают. У нас за два последних года смертность превысила рождаемость на 19600 человек! Это население города Шахуньи, я так скажу. Была Шахунья – и нет Шахуньи».
Ситуацию не может исправить даже приток мигрантов, который, к слову, заметно ослабился в количественном отношении. Тем не менее, она еще хоть как-то перекрывает существующие демографические разрывы. Например, в 2019 году в регион прибыли 34,6 тыс. человек и выехали 27,81 тыс. Наиболее всего Нижегородская область привлекательна в глазах граждан Армении, Украины и Таджикистана. По приблизительным подсчетам, в 2020 году миграция может показать минимальные за последние 29 лет значения, и тогда проблема убыли населения обострится с новой силой. И прикрыть дыру в статистике приезжими уже не получится.
Есть Стригинское кладбище, есть Новостригинское. Как будет называться третий погост? Неужели Новейшее Стригинское?
Фото Дмитрия Яцко
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
На превью фото Ольги Зайцевой